Методика обучения о.р.у. детей дошкольного возраста

  Младший возраст 3-4 года Средний возраст 4-5 лет Старший возраст 5-7 лет
Задачи Обучения 1. Воспитывать интерес и желание заниматься физическими упражнениями 2. Учить начинать и заканчивать упражнение одновременно по сигналу 3. Учить правильно выполнять упражнения из различных и.п. 4. Учить правильно воспринимать упражнения в обобщенном виде, соблюдая основные направления отдельными частями тела 5. Учить повторять хорошо известные упражнения самостоятельно 1. Учить воспринимать показ как способ информирования для самостоятельного выполнения упражнения 2. Учить точно принимать требуемые положения отдельных частей тела и и.п. 3. Учить сохранять заданный темп движения 4. Учить анализировать простейшие двигательные действия, рассказывать о порядке их выполнения   1. Учить четко принимать основные и.п. и выполнять упражнения с большой амплитудой 2. Формировать навык точного выполнения движений в соответствии с показом или рассказом 3. Учить согласовывать движения с заданным темпом подсчета или музыки 4. Развивать умение выразительного выполнения упражнений в соответствии с характером музыки 5. Формировать умение запомнить и воспроизвести упражнение через определенное время, учить оценивать качество выполненного упражнения
Требования к отбору О.Р.У. По НАГРУЗКЕ на опорно-двигательный аппарат – простые, преимущественно в 2 движения для мышц рук, плечевого пояса, туловища. В связи со слабой устойчивостью наклоны и повороты даются в положении сидя. Наклоны назад не даются. По СТРУКТУРЕ упражнения выполняются одновременно и однонаправлено в лицевой плоскости и состоят из отдельных движений различными частями тела. Темп – средний По ФОРМЕ упражнения представляют расчлененное действие или имитационное движение и конкретное задание с использованием пособий. Желательно при составлении комплекса объединять упражнения одним образом или сюжетом Физическая НАГРУЗКА равномерно распределяется на все мышечные группы. Используются все и.п. Упражнения с предметами составляют значительный объем. Прыжки выполняются сериями 2-3 раза по 15-20 прыжков с паузами для отдыха СТРУКТУРА упражнений состоит из 4 движений. Используются упражнения с изменением ритма и темпа. Для развития координационных способностей используются частично поочередные и разнонаправленные движения, движения с изменением направления. По ФОРМЕ наряду с имитационными применяются аналитические упражнения, в которых различается каждое двигательное действие. Внимание обращается только на основную часть упражнения   НАГРУЗКА на опорно-двигательный аппарат возрастает за счет увеличения амплитуды движений, многократного повторения пружинных движений, ускорения темпа и количества повторений. В упражнениях для туловища даются повороты и наклоны в стороны, повороты кругом стоя и лежа. В прыжках – разнообразные варианты. СТРУКТУРА вначале сохраняется в том же виде, затем постепенно вводятся последовательные, разноименные, разнонаправленные движения. По ФОРМЕ преобладают упражнения аналитического характера с предметами, в которых выделяются не только основные части, но и отдельные детали. Даются упражнения в парах, подгруппах, шеренге, колоннах.
Организация Детей При Проведении О.Р.У. Дети располагаются так, чтобы каждый видел преподавателя (КРУГ, В РАССЫПНУЮ) В рассыпную, в круг, + в колонну по 3 В начале года в старшей группе – те же формы, что и в средней. + несколько кругов, 2 концентрических круга. Возрастает роль команд и распоряжений, мен6ьше предметных ориентиров.
Использование пособий Погремушки, флажки, ленточки, султанчики, кубики, средние мячи, стульчики. Пособия готовятся преподавателем и раздаются ребенку. Добавляются большие и набивные мячи, косички, палки, длинные веревки, обручи. Способы раздачи: -каждый берет предмет по ходу в колонне - все по сигналу бегут к предметам -направляющие раздают предметы - преподаватель рассыпает предметы, дети разбирают их и встают на места + скамейки, большие обручи, шесты, длинные скакалки
Методические Приемы Обучения О.Р.У. Основной прием – ПОКАЗ. При свободном построении дается зеркально, четко, выразительно и носит целостный характер. СЛОВЕСНЫЕ приемы усиливают восприятие показа. Применяются яркие, знакомые детям образные сравнения. Указания даются обращаясь к каждому ребенку. Подсчет и музыка не желательны. С целью помощи детям правильно ориентироваться при выполнении упражнения используют зрительные ориентиры, которыми служат предметы, находящиеся в зале. При выполнении упражнений следует фиксировать внимание на основных действиях, не обращая внимание на отдельные второстепенные детали. При обучении новым упражнениям детей среднего возраста показ движений необходимо осуществлять четко, в полную силу, с правильными исходными положениями, что обусловлено формирование у детей аналитического восприятия двигательных действий. Показ выполняется 1 – 2 раза, а затем с замедлением и фиксацией отдельных фаз движения даются соответствующие пояснения, объясняющие лишь отдельные основные элементы упражнения. Необходимо добиваться точности принятия детьми и. п. и поз, а так же согласованного выполнения упражнений. Для этого следует сопровождать выполнение краткими подсказывающими указаниями. При выполнении уже знакомых упражнений действия преподавателя могут быть следующими: - назвать упражнение – показать его с одновременным объяснением – дать распоряжение и команду к принятию и т.п. и началу упражнения – по ходу выполнения давать необходимые подсказывающие указания – в конце выполнения подать команду или распоряжение к окончанию. Если упражнение хорошо освоено детьми, то можно предложить выполнить его после краткого описания или только по названию. Необходимо помнить, что разнообразный и неожиданный для детей порядок построения вносит оживление, создает радостное настроение, поэтому следует избегать повторяющихся день изо дня неизменных форм организации детей. Если имеется возможность, использовать на занятии музыкальное сопровождение – это необходимо делать. При обучении детей старшего возраста целесообразно использовать одновременный показ и объяснение. Отдельные части движения, хорошо знакомые детям не объясняются, а только называются. Хорошо способствует развитию у детей двигательных представлений, учит анализу движений методический прием, предлагающий детям вспомнить знакомые упражнения и описать порядок их выполнения. Необходимо варьировать сочетание наглядных и словесных методов: проказ и объяснение; частичный показ и объяснение; объяснение без показа; установку на мысленное воспроизведение движений с их следующим выполнением. Для начала и окончания выполнения упражнений даются команды: «Упражнение начи-най!» и «Стой!». Оценка выполнения упражнений дается кратко, конкретно, адресно, с оценкой по ходу выполнения каждого участника или сразу после окончания. Необходимо избегать отрицательных оценок общего характера. В занятиях с использованием предметов необходимо воспитывать в детях аккуратность и бережное отношение к пособиям, поощрять оказание помощи товарищам.

Наши рекомендации