Схема анализа воспитательного результата классного часа
1. Класс, место проведения.
2. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы классного часа.
3. Ясность, четкость и корректность формулировок целевых ориентиров, их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса и социально-педагогической ситуации в классе. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого школьника. Направленность на формирование положительных качеств, взглядов, умений, привычек поведения у коллектива и отдельных учащихся.
4. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:
а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;
б) распределение поручений;
в) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;
г) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием. Продуманность, современность и оригинальность оформления и оборудования, их необходимость для реализации замысла классного часа обеспечения благоприятного эмоционально-психологического климата и санитарно-гигиенических условий работы участников мероприятия.
5. Содержание и методика проведения часа:
а) соответствие содержания, тематической направленности и формы проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;
б) интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания, личностная значимость его для учащихся, соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа, новизна, научность и доступность информации;
в) адекватность приемов и методов организации классного часа его целевым ориентирам и содержанию, использование современных технологий, в т.ч. компьютерных, здоровьесберегающих, личностно и индивидуально ориентированных, применение диалоговых и интерактивных приемов общения, логичность организационной структуры мероприятия; разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников;
г) педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа; соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности и общения, гуманистическая направленность в построении отношений с учащимися, коррекционные действия классного руководителя;
д) отношение учащихся к мероприятию (интерес, сосредоточенность устойчивость внимания школьников на всех этапах классного часа, дисциплинированность, активность в ходе классного часа).
6. Итоги классного часа:
а) адекватность полученных результатов цели и задачам классного часа, рациональность использования временных и других ресурсов, удовлетворенность педагога и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами;
б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;
в) педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителяпо подготовке и проведению классного часа.
Классный час – форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой организуется непосредственное прямое общение учителя и детей с участием в специально организованный деятельности, способствующей формированию у воспитанников системы отношений к окружающему миру. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не обычный разговор.
Классный час выполняет функции:
А) Просветительскую: расширение круга тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях или явлениях, происходящих в деревне, в городе, в стране и за рубежом. знаний воспитанников
Б) Ориентирующую: формирование определенного отношения к окружающему миру и выработка иерархии материальных и духовных ценностей. Выработка навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помощь в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения, оценивании явлений, происходящих в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. первая предполагает знакомство с миром, вторая – его оценку, нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
В) Направляющую: перевод обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:
1. Определение темы, целей и задач.
2. Выбор формы проведения и названия.
3. Предварительная подготовка классного часа.
4. Проведение классного часа.
5. Педагогический анализ подготовки и проведения классного часа.