Понятие культуры речи и ее элементы
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане... Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли», и они обсуждают, смеясь и удивляясь, такое поведение учителя. Наша речь - это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения:
« - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке», - кричит учительница обзевавшемуся шестому классу. (Вопрос, конечно, интересный.Действительно - зачем?)
«- Им же ничего не надо!.. Я так интересно рассказывала, а они не слушают». (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?)
«- Я тебя спрашиваю: где твое воспитание!» - вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юркого второклассника. (У нее-то с воспитанием все в порядке!)
«- Идиоты! Я же вас культуре учу!» - заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков. (А каку самогоучителя скультурой?)
Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя -предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения. Выдающиеся педагоги прошлого - Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико-речевой позиций. Связь культуры слова и нравственности отметил В.А. Сухомлинский: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности».
КУЛЬТУРА РЕЧИ.Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при со-
блюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [116]; это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, т.е. соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения [59].
Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:
• правильность речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления и т. п.) Оценивая речь с позиции правильности, мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма - нарушение нормы».
• речевое мастерство - не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции [73]. Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т. п.
Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.
В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:
• выбирать соответствующий личностно-ориентированной модели обучения тон - спокойный, доброжелательный, заинтересованный,
• использовать зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,
• подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,
• использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение,
• следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.
Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:
- умение выслушивать ученика не перебивая,
- внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,
- тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,
- оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,
- правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное употребление слов, в том числе терминов.
С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.
ТОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ.В узком понимании это его звуковая, интонационная характеристика, в широком понимании это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того, что говорится и как. Известный педагог И.Ф. Харламов заметил: «Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него».
Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. То и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.
Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:
• заинтересованность в успехе учащихся, Способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения,
• доброжелательность - не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика установления контакта не только с учеником, но и со всем классом, а также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.
• личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза - это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.
•раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
А.С. Макаренко в одном из своих выступлений как-то заметил: «Я читал в ... педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанником ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его все возненавидят». Согласны ли Вы с мнением А.С. Макаренко? Нет ли здесь совмещения понятий «тональность общения» и «интонация»?
ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.Наряду с тональностью общения большую роль играет интонационный стиль речи педагога. Это интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно-культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя. Интонационный стиль речи находит выражение в вариантном произнесении тех или иных интонем (интонационная единица), своеобразном сочетании определенных интонационных элементов [73]. Интонации «вообще» не существует. Она всегда конкретна, присуща информационной реальности. Еще А.С. Макаренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками).
Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет» (попробуйте и Вы произнести ряд фраз с разной интонацией).
Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они разговаривают с учениками, и контролировали тон своей речи, добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины было бы намного легче.
2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет
Нормы речевого поведения в обществе соотносятся с общими социальными нормами так же, как речевая культура соотносится с культурой общества. Речевой этикет является существенной частью речевой культуры.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.Это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности) [73].
РЕЧЕВАЯ ЭТИКА.Это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях [52]. В каждом обществе существуют свои этические нормы. Они затрагивают многие моменты общения.
Этические нормы (или речевой этикет) касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович), выбора обращений типа «гражданин», «господин»; выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго и т. п.)
Этические нормы во многих случаях имеют свою национальную специфику. Иностранец, попадая в нашу страну, часто, не желая того, может выглядеть бестактным, если привносит в нашу языковую среду элементы речевого этикета своей страны.
Существуют общие правила речевого общения. Вот некоторые из них:
• соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, ис-
креннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др., • соблюдение специальных этикетных речевых формул:
- приветствие, обращение. Они задают тон всему общению и выполняют контактоустанавливающую функцию (здравствуйте; доброе утро, Софья Петровна. Данные речевые формулы свидетельствуют о проявлении добрых чувств к собеседнику, о внимании к нему),
- этикетные формулы, фразы к «случаю»: выражение просьбы в прошении, этикетные формулы поздравлений, приглашений и т. д. При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом высказывании, как бы смягчая выражение заинтересованности и оставляя за партнером право выбора поступка (Не мог бы ты сейчас помочь Наташе навести порядок в классе? Вы не могли бы подсказать мне, чем увлекается Ваш ребенок? Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?),
- эвфемизация речи - поддержание культурной атмосферы общения: желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно. Эвфемистические номинации смягчают способ выражения сказанного. Все, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения, подвергается перифрастической номинации (это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений и др.). Например, «он покинул нас, скончался»; «1001 вопрос про это» - об интимных отношениях).
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Какие нормы речевого этикета нарушил учитель? Прозвенел звонок, учитель вошел в класс. «Быстро встали, Мамонов, ты все еще изучаешь свою сумку?! Капитонова, убери зеркальце, заневестилась, не рано ли?... Воронов, иди к доске. Что? Опять не выучил? Как твой отец умер, так ты совсем от рук отбился, лодырем стал, пойдешь по его стопам, тоже станешь алкоголиком... Ты мне не дерзи, пускай мать придет завтра в школу. Все внимательно слушаем ответ Внукова... хорошо, ставлю тебе четыре, садись на место. Записываем новую тему. Что, Колесников, ты руку тянешь? Раньше надо было проявить желание отвечать... а, тебе надо выйти, нечего по туалетам шастать, накуритесь, потом в классе дышать нечем... Перетерпишь. Открыли тетради, записали новую тему: «Культура речевого общения. Телефонный разговор».