Понятие культуры речи и ее элементы

Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане... Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли», и они обсуждают, смеясь и удивляясь, такое по­ведение учителя. Наша речь - это отражение индивидуального рисунка наше­го профессионального поведения:

« - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке», - кричит учительница обзевавшемуся шестому классу. (Вопрос, конечно, интересный.Действительно - зачем?)

«- Им же ничего не надо!.. Я так интересно рассказывала, а они не слу­шают». (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?)

«- Я тебя спрашиваю: где твое воспитание!» - вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юрко­го второклассника. (У нее-то с воспитанием все в порядке!)

«- Идиоты! Я же вас культуре учу!» - заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков. (А каку самогоучителя скульту­рой?)

Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя -предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в се­бя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения. Выдающиеся педагоги прошлого - Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура ре­чевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учи­теля. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, ре­чевой и этико-речевой позиций. Связь культуры слова и нравственности от­метил В.А. Сухомлинский: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных от­ношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности».

КУЛЬТУРА РЕЧИ.Культура речи - это такой выбор и такая организа­ция языковых средств, которые в определенной ситуации общения при со-

блюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспе­чить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных за­дач [116]; это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность ре­чевой деятельности, т.е. соответствие ее общепринятым нормам, а также спо­собность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуника­тивной целесообразностью, с условиями общения [59].

Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освое­ния литературного языка:

• правильность речи - владение нормами устного и письменного литера­турного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления и т. п.) Оценивая речь с позиции правильности, мы чаще всего прибегаем к ха­рактеристикам «верно - неверно», «норма - нарушение нормы».

• речевое мастерство - не только четкое использование норм литератур­ного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции [73]. Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом восприни­маемых конструкций и т. п.

Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей куль­туры. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использо­вать средства языка для целей общения и передачи информации в конкрет­ных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контак­тов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.

В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:

• выбирать соответствующий личностно-ориентированной модели обу­чения тон - спокойный, доброжелательный, заинтересованный,

• использовать зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, слож­ности изучаемого материала темп речи,

• подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,

• использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать пау­зы, логическое ударение,

• следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.
Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:

- умение выслушивать ученика не перебивая,

- внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям воспи­танника,

- тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,

- оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,

- правильность (соответствие нормам русского литературного языка) ре­чи учителя, точное употребление слов, в том числе терминов.

С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие ис­пользуется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в комму­никативной лингвистике.

ТОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ.В узком понимании это его звуковая, интонационная характеристика, в широком понимании это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того, что гово­рится и как. Известный педагог И.Ф. Харламов заметил: «Ничто так отрица­тельно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он вну­шает им внутренний страх, отчуждение от него».

Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. То и другое нельзя де­лать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.

Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои ха­рактерные особенности:

• заинтересованность в успехе учащихся, Способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педаго­га разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения,

• доброжелательность - не просто контактность, вежливость, а отзывчи­вость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замеча­ние, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика установления контакта не только с учеником, но и со всем клас­сом, а также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.

• личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творче­ство. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза - это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положитель­ной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало по­зволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.

•раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.С. Макаренко в одном из своих выступлений как-то заметил: «Я читал в ... педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанни­ками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанником ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его все возненавидят». Согласны ли Вы с мнением А.С. Макаренко? Нет ли здесь совмещения понятий «тональность общения» и «интонация»?

ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.Наряду с тональностью обще­ния большую роль играет интонационный стиль речи педагога. Это интона­ционная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно-культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя. Интонацион­ный стиль речи находит выражение в вариантном произнесении тех или иных интонем (интонационная единица), своеобразном сочетании опреде­ленных интонационных элементов [73]. Интонации «вообще» не существует. Она всегда конкретна, присуща информационной реальности. Еще А.С. Ма­каренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отно­шение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками).

Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет» (попробуйте и Вы про­изнести ряд фраз с разной интонацией).

Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они разговаривают с учениками, и контролировали тон своей речи, добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины было бы намного легче.

2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет

Нормы речевого поведения в обществе соотносятся с общими социаль­ными нормами так же, как речевая культура соотносится с культурой обще­ства. Речевой этикет является существенной частью речевой культуры.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.Это система национально-специфических, стерео­типных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установле­ния контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в из­бранной тональности) [73].

РЕЧЕВАЯ ЭТИКА.Это правила должного речевого поведения, осно­ванные на нормах морали, национально-культурных традициях [52]. В каж­дом обществе существуют свои этические нормы. Они затрагивают многие моменты общения.

Этические нормы (или речевой этикет) касаются в первую очередь обра­щения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Коля, Ни­колай, Николай Петрович), выбора обращений типа «гражданин», «гос­подин»; выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, са­лют, до свидания, всего доброго и т. п.)

Этические нормы во многих случаях имеют свою национальную специ­фику. Иностранец, попадая в нашу страну, часто, не желая того, может вы­глядеть бестактным, если привносит в нашу языковую среду элементы рече­вого этикета своей страны.

Существуют общие правила речевого общения. Вот некоторые из них:

• соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, ис-

креннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др., • соблюдение специальных этикетных речевых формул:

- приветствие, обращение. Они задают тон всему общению и выполня­ют контактоустанавливающую функцию (здравствуйте; доброе утро, Софья Петровна. Данные речевые формулы свидетельствуют о проявлении добрых чувств к собеседнику, о внимании к нему),

- этикетные формулы, фразы к «случаю»: выражение просьбы в проше­нии, этикетные формулы поздравлений, приглашений и т. д. При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом высказывании, как бы смягчая выражение заинтересованности и оставляя за партнером пра­во выбора поступка (Не мог бы ты сейчас помочь Наташе навести порядок в классе? Вы не могли бы подсказать мне, чем увлекается Ваш ребенок? Изви­ните, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?),

- эвфемизация речи - поддержание культурной атмосферы общения: же­лание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно. Эвфемистические номинации смягчают способ выражения сказанного. Все, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения, подвергается перифрасти­ческой номинации (это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений и др.). Например, «он покинул нас, скончался»; «1001 вопрос про это» - об интимных отношениях).

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие нормы речевого этикета нарушил учитель? Прозвенел звонок, учи­тель вошел в класс. «Быстро встали, Мамонов, ты все еще изучаешь свою сумку?! Капитонова, убери зеркальце, заневестилась, не рано ли?... Воронов, иди к доске. Что? Опять не выучил? Как твой отец умер, так ты совсем от рук отбился, лодырем стал, пойдешь по его стопам, тоже станешь алкоголиком... Ты мне не дерзи, пускай мать придет завтра в школу. Все внимательно слу­шаем ответ Внукова... хорошо, ставлю тебе четыре, садись на место. Записы­ваем новую тему. Что, Колесников, ты руку тянешь? Раньше надо было про­явить желание отвечать... а, тебе надо выйти, нечего по туалетам шастать, накуритесь, потом в классе дышать нечем... Перетерпишь. Открыли тетради, записали новую тему: «Культура речевого общения. Телефонный разговор».

Наши рекомендации