Понятие культуры речи. Коммуникативные качества хорошей речи. Понятие языковой нормы. Классификация норм.

1.Когда я возвращался с работы, погода испортилась. Погода испортилась, когда я возвращался с работы (синтаксическая норма:нарушение построения предложений с деепричастным оборотом).

2.На совещании был обсужден ряд вопросов (синтаксическая норма:нарушение согласования между подлежащим и сказуемым в роде).

3.Для животноводов сейчас главным является повышение качества молока (нарушение в употреблении фразеологической нормы:фразеологический оборот гвоздь программыявляется устойчивым выражением и расширять его другими словами(главный)недопустимо.)

4.На рынке продают красивые свитеры (нарушение в употреблении морфологической нормы).

5.До нужной суммы не хватает пятисотрублей (нарушение в употреблении числительного в род.падеже – морфологическая норма).

6.Библиотекари для удобства читателей составили новый катал`ог (нарушение в употреблении акцентологической нормы).

7.Инс`ульт – это тяжелое и очень опасное сосудистое поражение центральной нервной системы (нарушение в употреблении акцентологической нормы).

8.В октябре в театре им.Ф.Волкова состоялась премьера (нарушение лексической нормы, а именно: незнание значения слова премьера – первое выступление).

9.Отметим следующие особенности рассматриваемого проекта (нарушение стилистической нормы: повтор корня).

10.Пострадавшие от наводнения выразили благодарность служащим МЧС, самоотверженно спасавшим их имущество.

1)нарушение синтаксической нормы: порядок слов;

2)нарушение лексической нормы: Особые чувства привета…выразили…)

11.Когда я путешествовал на велосипеде, у меня сломалась фара (нарушение синтаксической нормы связано с неправильным построением предложения с деепричастным оборотом)

12.Заброшенный дом стоял у дороги (нарушение лексической сочетаемости слов: одиноким может быть человек, а не дом).

13.Рабочие неожиданно ускорили темпы строительства и теперь трудятся даже в выходные дни (нарушение лексической нормы связано с повторением корня (тавтология).

Занятие № 5

Акцентологические нормы. Постановка ударения в общеупотребительных словах.

Зав`идно, зак`упоренный, зн`амение, б`анты, запломбир`ованный, облегч`ить, прин`удить, рож`ен`ица, кр`ала, одолж`ить, приглас`ят, звон`ит, миз`ерный, новорожд`енный, госпит`альный, пломбиров`ать, крас`ивее, бледны, к`оротки, мастерск`и, вероиспов`едание, нет бинт`а, д`ожил, без `умолку, выполнить з`а зиму, вошла в изб`у, скатерт`ей, воспоминания д`ороги, сл`ивовый, плыть п`о морю, св`ёкла, м`естностей, догов`ор, инс`ульт, щав`ель, эксп`ерт, немот`а, трубопров`од, кварт`ал, бал`ованный, обесп`ечение, жизнеобеспеч`ение, в п`етлю, лом`ота, парт`ер, ход`атайство, фен`омен, из дос`ок, шпр`ицы, одновр`еменный, ч`ерпать, озл`обленный, о т`орте, по волн`ам, на ст`енах, в стен`ах, разных в`озрастов, в т`уфлях, удариться л`октем, подняться н`а стену, дело в деньг`ах.

Занятие № 6

Акцентологические нормы. Постановка ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике.

Тулярем`ия, невропат`олог, катал`ог, ветерин`ария, флюорогр`афия, анат`омия, коронарогр`афия, ишем`ия, полиграф`ия, инс`ульт, симметр`ия, генеал`ог, эндоскоп`ия, новорожд`енный, диспанс`ер, кокл`юш, дозим`етрия, нет бинт`а, пользоваться шпр`ицем, госпит`альный, запломбиров`ать, ан`алог, некрол`ог.

Занятие № 7

Орфографические нормы.

Тест по орфографии

1. 4) тротуар, витрина, прикасание

2. 3) потерять, прикреплять, привлекать

3. 4)прикосновение, угоревший, избирательный

4. 4) сжег, жердочка, черточка, с перцем

5. 4)доблестно, гигантский

6. 4)эффективный, иммунитет, бюллетень

7. 1)предъюбилейный, адъютант, инъекция

8. 3) возыметь, взыскательный, предыюньский

9. 1) чрезмерный, безденежный, издевательство

10. 2)приостановить, привычка, призывать

11. 1)стоящий дешевле, растаял

12. 3)И тотчас хлынул дождь, какой зачастую бывает только в тропических лесах.

13. 4)Когда он говорил о чем-нибудь, относящемся к медицине, то производил какое-то новое, особенное впечатление.

14. 3)Всадник неохотно слез с коня и подошел к костру.

15. 4)1,2,4

16. 2) равнинный пейзаж, приученный пес

17. 1)1,3

Занятие № 8

Пунктуационные нормы.

Тест по пунктуации

1.1), 4)

2. 3)3,4

3. 2)4,5

4. 3)Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

5. 4)1,3,4

6. 2)1,4,5

7. 4)Ставится тире между подлежащим и сказуемым.

8. 4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

9. 2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чем говорится в первом предложении.

Занятие 10

Лексические нормы.

1.Сегодня у нас гость из Петербурга (тавтология:в гостях гость).

2.Выставка продлится три недели (незнание значения слова вернисаж: вернисаж– этоторжественное открытиехудожественной выставки).
3.Наши воины совершили много героических подвигов (неразграничение паронимов: геройский – героический).
4.Дегустация узбекской кухни будет проходить 5 дней (.(незнание значения слова декада – с греч. яз. десять, десяток).
5.Возьми хлеб себе, он у нас все равно пропадает (плеоназм: бесполезно пропадает).
6.Необходимо возобновить поставки лекарственных препаратов. (тавтология: возобновить вновь).
7.На уроках русского языка под руководством преподавателя ( с помощью учителя). ученики находят в тексте речевые ошибки. (.(плеоназм: в целом тексте; повторение однокоренных слов: учатся - учитель –учит; находить-находить; нарушение лексической сочетаемости слов: речевые формы).
8.Все демократические силы мира должны объединиться (тавтология:объединиться воедино).
9.Фирма реализует тетради по самой низкой цене (нарушение лексической сочетаемости слов: по дешевой цене).
10.Ученики уделяли внимание ( или: проявляли заботу) своей первой учительнице (.нарушение лексической сочетаемости слов: уделяли заботу)
11.На стенах холла висели картины (нарушение лексической сочетаемости слов: висела живопись).
12.В этом парке стоит удивительная по своей красоте статуя (нарушение лексической сочетаемости слов: стоит архитектура).
13.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не чувствовали (ощущали) мороза (нарушение лексической сочетаемости слов: не воспринимали мороза).

14.Горожане Калинова живут однообразно и безрадостно (повторение однокоренных слов: жители – живут – жизнью).

Занятие № 12

Имя существительное. Варианты окончаний существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

1.Договоры были подписаны с обеих сторон.

2.Госпитали оперативно приступили к работе.

3.Поле в несколько гектаров мы распахали за несколько часов.

4.Завтра иду в туристический поход, а у меня нет джинсов, шорт, носков.

5.Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы.

6.Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шоферы.

7.В эту душную ночь приятно было ощущать свежесть льняных простыней.

8.На лечебном отделении учатся несколько якутов, турок, армян.
9.В этом же здании обучаются будущие повара.

10.Попадались только осколки фарфоровых блюдец.

11.Я нанял шесть быков и нескольких осетин.

12.Лошадей с трудом оторвали от яслей, полных овса.

Занятие № 13

Наши рекомендации