Роль и функции руководителя в системе управления

Руководитель (менеджер) – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт коллективных сил подчинённых и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня.

Многие ученные, такие как Суетенков, Лазановский считают, что многие руководители стремятся слишком много взвалить на себя, тем самым подменяя других. Они считают, что опытные руководители должны стремиться, не делать то, что могут выполнить подчинённые, тем самым выделяя функции, которые должен выполнять только руководитель[1,2].

Цель статьи – определить значимость роли руководителя в системе управления, разработать основные функции руководителя и рекомендации по этике труда в управленческой деятельности.

Суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций. Среди этих функций необходимо выделить, прежде всего, как главную стратегическую, функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов.

Одной из основных функций руководителя является административная, состоящая из следующих подфункций. Во – первых, контрольной, заключающейся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации. На базе полученной информации проводится корректировка, если это необходимо. Во – вторых, организационной, связанной с созданием необходимых условий деятельности организации: распределением полномочий среди исполнителей, задач, ресурсов, инструктированием.

В – третьих, направляющей, с помощью которой происходит координация работы подчинённых. В – четвёртых, кадровой, заключающейся в организации подбора, расстановки, обучение и развитие персонала. В – пятых, стимулирующей, направленной на поощрение за успешно выполненную работу или наказание за выполненную плохо.

Важную роль играет коммуникационная функция. Она сводится к проведению совещаний, заседаний, приёму посетителей, телефонным переговорам, ответам на письма, проведению деловых переговоров, деловому представительству.

Растущее значение человеческого фактора выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, заключающуюся в создании благоприятного морально – психологического климата в коллективе и организации.

Центральное место в системе менеджмента занимают функции, реализуемые руководителем: выработка общего плана действий всей организации; координация всех подразделений управления; воздействия на нижестоящие звенья и их руководителей; подбор кадров на различные участки управления [1].

Рекомендации, которых необходимо придерживаться в управленческой деятельности по этике труда руководителя:

1. быть начальником только на работе. Вне трудового процесса ты такой же гражданин, как любой член коллектива;

2. быть справедливым в оценке работы подчинённых и в том случае, когда ваши взаимоотношения оставляет желать лучшего;

3. быть настороже с теми, кто вас хвалит, искать мотивы их действий;

4. без нужды не критиковать! Критика – средство, а не цель;

5. отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем создавать вокруг себя ореол непогрешимости;

6. с особой объективностью оценивать предложения, которые выдвигают люди, несимпатичные вам;

7. не бояться талантливых подчинённых, а гордится ими.

8. не кричать, ибо тогда вас не захотят слушать и понимать;

9. без необходимости не вмешиваться в работу подчинённых, заниматься только теми вопросами, решение которых зависит от вас.

Любому руководителю надо научиться работать рационально и производительно. Первое, что нужно сделать, это разработать режим своего рабочего дня. Необходимо определить правильную очерёдность различных видов работы. В первую очередь следует делать самую важную работу и использовать своё время наиболее продуктивно для решения действительно важных задач [2, 3].

Таким образом, вышеперечисленные функции руководителя показывают нам, что именно он должен решать и решает одни из самых важных и глобальных вопросов и проблем на предприятии. Роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу. Руководитель непременно обладает высоким профессионализмом, способности, и умения он концентрирует в любых сферах деятельности и управления предприятием для достижения поставленных целей.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и работать в согласии с каждым работником предприятия. Для этого были разработаны рекомендации, благодаря которым руководители и персонал смогут работать в понимании и согласии. Всё это приведёт к отличному морально – психологическому климату на работе и быстрому достижению поставленных целей.

Руководитель осуществляет следующие функции:

1. Производственные функции руководителя: Обеспечение нормального, скоординированного, рйтмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.

2. Экономические функции:

Анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении,совершенствование управления, планирование.

3. Организаторские функции:

• объединение усилий работникбв в колдективе, обеспечение эффективного управления;

• постановка перед коллективом общих задач, включающих в себя текущие, перспективные, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;

• определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально-экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;

• руководство формированием систем управления (структура, кадры, техника);

• организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.

Требования к руководителю:

> нравственные;

> профессиональная компетентность;

> социально-психологические;

> организаторские;

> интеллектуально-волевые;

> педагогические.

Нравственные требования

• ответственность, добросовестность, честное отношение к делу;

• участие в общественной жизни;

• дисциплинированность — внутреннюю потребность действовать в соответствии с правилами,установленными в обществе;

• человечность — чуткое и внимательное отношение людям, их нуждам;

решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формамии методами работы.

Компетентность предполагает наличие:

• знаний, умений, навыков, их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом;

• знания законодательства по вопросам организации труда членов коллектива, повышения квалификации;

• знания принципов состязательности в труде, методов организации совместной работы, оценки, расстановкии воспитания членов коллектива.

Социально-психологические требования:

• чувство коллективизма — вера в силу и возможности коллектива;

• общительность — коммуникабельность, умение вступать в контакт с людьми;

• культура общения — умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседникаи уважать его мнение;

• самообладание — умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях.

Интеллектуально-волевые требования:

• умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры поих решению; чувство нового — умение видеть перспективу развития коллектива, активно участвоватьв нововведениях и содействовать новаторству членов коллектива;

• творческий подход к делу — умение мыслить и решать проблемы коллектива нестандартно;

• настойчивость — способность доводить все до конца, устранять преграды.

Организаторские требования:

• деловитость — стремление опираться на точное знание фактов, действительное положение дел, умение оперативно и четко проводить деловые беседы, собрания;

• целеустремленность — умение сконцентрировать силы и ресурсы коллектива на достижении поставленных целей, не распыляясь на мелочи;

• предприимчивость — своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятие и реализация новых решений;

• распорядительность — способность своевременно и ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;

• организаторское чутье — умение разбираться в людях, налаживать организаторскую работу, выявлять психологические особенности подчиненных, учитывая их при расстановке кадров;

• общественная энергичность — способность заражать подчиненных своей энергией и уверенностью,активизировать их деятельность;

• умение планировать и организовывать свой труд, распределять силы и время, регламентировать трудовой день. Педагогические требования:

• умение воспитывать подчиненных целеустремленно, ненавязчиво, устранять отрицательные и закреплятьположительные качества;

• способность налаживать и поддерживать дисциплину, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания;

• умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи;

• умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести собеседование.

Наши рекомендации