Тема 2. цели и задачи воспитания при занятиях физической культурой и спортом
Предметом педагогики физической культуры и спорта
является изучение закономерностей и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.
Объектомслужит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею.
Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки:
1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.
2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.
3. Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.
4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих учителей физической культуры и тренеров в различных видах спорта.
5. Гармонизация взаимоотношений занимающихся физической культурой и спортом.
6. Нахождение оптимального соотношения гармоничного развития и конкретных соматических и психологических особенностей для достижения успеха в определенном виде спорта.
7. Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров.
8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.
Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки.Общественные науки: философия, история физической культуры и спорта, социология спорта, этика. Биологические науки: анатомия, физиология, генетика, спортивная медицина, биомеханика. Науки о мышлении: физиология ВНД, гносеология, логика, психология. Науки о физической культуре: теория физической культуры, теория и методика физической культуры, теория спортивной тренировки, физическое воспитание в школе. Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология.
Основные категории: воспитание и широком и узком смысле, образование, обучение, разните, спецшшишцим, тренировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование
Проблемы педагогики физической культуры и спорта.В
основе спорта лежит соревновательная деятельность, суп, которой - в стремлении к первенству. В этом содержится главная проблема: необходимость воспитания у спортсменов сильно развитого честолюбия, порождающего эгоистическое и агрессивное стремление к повышению спортивных результатов, к победам и, одновременно, сбалансирование этих качеств воспитанием альтруизма - сопереживания, взаимопомощи и сотрудничества с товарищами по спорту как важных качеств личности, без которьк в реальной жизни нормальное общество существовать не может.
Вопросы и задания:
1. Что изучает педагогика физической культуры и спорта? Раскройте понятие «воспитание в широком и узком значении».
2. Каковы возможности занятий физической культурой и спортом в развитии личности? Раскройте суть выражения «воспитательный потенциал спорта».
3. Раскройте суть выражения «спорт как средство воспитания весьма диалектичен по возможностям своего влияния». Могут ли занятия физической культурой и спортом отрицательно влиять на личность?
4. Какие положительные качества личности формируются при занятиях физической культурой и спортом? Влияет ли вид спорта на формирование определенных качеств личности?
5. Назовите причины, обязывающие педагога и тренера в области физической культуры и спорта серьезно заниматься вопросами воспитания.
6. Учитель физической культуры - прежде всего, воспитатель. Эту точку зрения немецкий ученый Шпрангер описывает так: «Учитель физической культуры должен больше всех остальных, кто имеет отношение к школе, быть воспитателем в процессе преподавания». Как выдумаете, почему? Относится ЛИ это положение к тренеру?
7. Каковы задачи педагогики физической культуры И спорта как самостоятельной научной дисциплины?
8. Назовите смежные науки, на которые опирается педагогика физической культуры и спорта. Проиллюстрируйте это примерами.
Советы по подготовке к занятию:
Следует вспомнить из курса общей педагогики определение следующих понятий: «воспитание в широком и узком значении», «образование», «обучение», «развитие».
При определении задач педагогики физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины (вопрос 7) исходите из того, что задачи науки - вести исследования, а задачи педагогов - осуществлять воспитание, обучение, развитие личности.
Литература для подготовки:основная - 12, 19, 44; дополнительная - 3, 8, 14, 25, 33, 34, 36.
ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Задачи занятия: 1. Рассмотреть цели воспитания при занятиях физической культурой и спортом и установить связи с другими сторонами воспитания. 2. Ознакомить с типовой структурой учебно-воспитательных задач. 3. Раскрыть значение и содержание спортивной этики.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- цели воспитания при занятиях физической культурой и спортом, необходимость связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, включая значение и содержание спортивной этики;
уметь- формулировать цели воспитания на ближайший период времени для занимающихся различного уровня спортивной подготовленности.
Педагогический процесс характеризуется наличием четкой учебно-воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой реализации этого плана через организацию, средства и методы.
Под целями воспитанияили обучения понимаются точно сформулированные результаты, которые планируется получить в конце намеченного временного периода - десятилетия, года, учебной четверти и т.п.
Основные целизанятий физической культурой и спортом:
• способствовать гармоничному развитию форм и функций организма, его полноценной жизнедеятельности, укреплению здоровья;
• достичь максимальных личных результатов в избранном виде спорта;
• подготовить человека к жизни, труду и защите Отечества, формируя умения и навыки прикладного и спортивного характера, развивая личностные свойства и качества, связанные со спортивной деятельностью;
• привить потребность вести здоровый образ жизни, обеспечивающий активное долголетие.
Наряду с физическим воспитанием, обязанностью тренера и его объективной потребностью является осуществление нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания в том объеме, который прямым образом способствует достижению целей физической культуры и спорта и помогает гармоничному развитию занимающихся.
Смысловое содержание задач сторон воспитания можно разделить на четыре направления:.
1. Овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений.
2. Формирование умений, навыков, привычек, черт характера.
3. Формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность.
4. Обеспечение определенного качественного проявления свойств личности: интеллектуальных, двигательных, моральных, волевых, трудовых, эстетических.
(Предельно кратко для запоминания это можно выразить в четырех словах: знать, уметь, хотеть, мочь).
Задачи нравственного воспитания:
1.Формирование нравственного сознания: понятий, убеждений, элементов мировоззрения, определяющих нравственные позиции человека.
2. Формирование умений, навыков, привычек нравственного поведения.
3. Развитие нравственных чувств, которые в совокупности формируют важнейшие внутренние механизмы, контролирующие поведение человека, именуемые совестью.
4. Воспитание моральных черт личности и волевых черт характера: целенаправленности, инициативности, собранности, активности, решительности, стойкости.
Содержание нравственности в спорте является предметом спортивной этики,в которой рассматриваются и отражаются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту.
Задачи умственного воспитания:
1. Вооружение систематическими, сознательно усвоенными знаниями основ наук и на этой основе формирование мировоззрения.
2. Формирование умений и навыков использования полученных знаний в жизни. Привитие умения самостоятельно приобретать знания для дальнейшего самообразования.
3. Пробуждение чувства удовлетворения от интеллектуальной деятельности, радости от приобретения новых знаний и воспитание на этой основе желания и жажды познания нового.
4. Развитие познавательных сил и способностей: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческого воображения.
Задачи трудового воспитания:
1. Вооружение знанием значения и места труда в жизни общества и формирование убеждений в необходимости трудиться.
2. Формирование умений и навыков в области самообслуживания и общественно-полезной деятельности и воспитание на этой основе соответствующих привычек.
1.2
3. Воспитание положительного отношения к труду, людям труда и результатам труда. Нетерпимое отношение к лодырям и любителям жить за чужой счет. Формирование интереса к трудовой деятельности.
4. Воспитание добросовестного отношения к труду и трудолюбия в избранной области трудовой деятельности, ответственности и настойчивости в достижении трудовой цели, а также ряда других морально-волевых качеств, необходимых для полноценной трудовой деятельности.
Задачи эстетического воспитания:
1. Воспитание эстетических понятий и суждений. Необходимо добиться единства понимания и переживания прекрасного и сформировать на этой основе эстетические вкусы и идеалы; воспитывать отрицательное отношение ко всему безобразному в обществе.
2. Формирование умений и навыков строить свою жизнь, свой быт по законам красоты; отличать прекрасное от ложной красоты; воспринимать прекрасное в жизни и произведениях искусства; творить, создавать прекрасное и бороться против всего безобразного.
3. Воспитание эстетических чувств.
4. Воспитание качеств личности, связанных с восприятием прекрасного, его утверждением и созданием, а также ряда моральных и волевых качеств, необходимых для борьбы с проявлением безобразного.
Вопросы и задания:
1. Назовите общие цели воспитания подрастающего поколения. Перечислите цели обучения и воспитания при занятиях физической культурой и спортом и раскройте их вклад в общие цели воспитания.
2. Обоснуйте связь физического воспитания с другими сторонами воспитания. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
3. Какова сущность и последовательность решения задач воспитания любой из сторон?
4. Объясните необходимость возникновения спортивной этики как профессиональной ветви (подобно врачебной, юридической и т.п.) общечеловеческой морали, не противоречащей ее
положениям, но отражающей специфические особенности нравственности в спорте, особенно с момента сигнала к началу соревнования.
5. Начиная работу с новичками в своем виде спорта, поставьте цели воспитания: а) на конец первого месяца занятий, б) на конец третьего месяца.
6. Вы занимались два года с группой новичков своим видом спорта и подготовили их до уровня третьего и второго юношеских разрядов. Сформулируйте возможные цели воспитания на конец следующего полугодия.
7. Назовите возможные цели воспитания и обучения для спортсменов II взрослого разряда по вашему виду спорта на конец избранного Вами календарного периода.
8. В чем особенности целей воспитания для высших разрядов (КМС, МС), в том числе и по вашему виду спорта.
Советы по подготовке к занятию:
Следует вспомнить из общей педагогики цели воспитания в широком их смысле и повторить конечные цели воспитания в области занятий физической культурой и спортом.
При определении промежуточных целей воспитания (вопросы 5-7) ориентируйтесь на текущие потребности в организации и проведении учебно-тренировочного процесса: сплочения группы, единства ее целеориентирования, формирования положительного морального климата, добросовестного выполнения заданий, развития личностных качеств и т.д.
Обсудите возникающие идеи друг с другом. Можно посоветоваться с тренером.
Литература для подготовки:основная - 12, 14, 25; дополнительная - 3, 26, 27,28, 30, 38, 39.