Обвинения, начинающиеся с местоимения «ты», оставляют у ребенка чувство, что на него нападают, или он воспринимает это как приглашение к спору.
Агрессивные люди часто разговаривают с другими и поступают так, как те, кто способен читать чужие мысли. Они описывают точку зрения другого человека (часто неправильно), но редко выражают собственное мнение. Мать может спросить: «Ты думаешь, я твоя прислуга?» или «Ты считаешь, что имеешь право на каждую игрушку, которую рекламируют по телевизору?».
Любое утверждение относительно другого человека в противоположность утверждениям относительно собственных чувств имыслей приобретает окраску нападения
Агрессивные люди используют также слова «всегда» и «никогда» как форму нападения: «Ты никогда не помнишь, когда у тебя обед», «Ты всегда откладываешь дела на потом». Подобные крайние установки предполагают, что вы видите своего ребенка только как всесторонне хорошего или как всесторонне плохого. Обобщая, вы учите ребенка обобщать относительно него самого и других людей. И ваш ребенок может вырасти с установкой на категоричные утверждения типа: «Я никогда ничего не могу сделать хорошо» или «Все учителя — плохие люди».
Давайте посмотрим на агрессивного родителя в действии.
У Энн был тяжелый день. Она увидела, как трое ее детей праздно шатаются по гостиной, и закричала: «Что вы торчите в доме? Сколько раз я говорила вам играть во дворе? Мне все равно, что на улице 30 градусов в тени, а ну марш во двор! Вы никогда не слушаетесь меня». Лаура, старшая дочь, попыталась поговорить с матерью: «Мамочка, Тара принесла из школы видеофильм, который мы хотели бы посмотреть...» «Вы просто прикрываетесь этим видео, — перебила ее мать, — чтобы смотреть телевизор». «Но, мамочка...» — хнычет Тара. «Не заговаривайте мне зубы, сударыня. Сейчас же идите во двор, пока я не сделала что-нибудь такое, о чем потом пожалею. Вы думаете, что можете делать все, что желаете? Ошибаетесь. Я хочу немного побыть в тишине после рабочего дня. Вы, дети, такие эгоисты!» Когда дети выходили из комнаты, Энн пригрозила им: «И не надо дуться. Вам следовало бы поблагодарить меня, что я отправляю вас на свежий воздух».
Энн продемонстрировала большую часть характерных для агрессивных людей черт:
♦ Она опиралась на утверждения, которые основаны на местоимении «ты», «вы» и сосредоточены на других людях, а не на проблемах. («Вы, дети, такие эгоисты».)
♦ Она говорила за других, часто неправильно описывая их точку зрения. Она редко выражала собственные мысли и чувства. («Вы просто прикрываетесь этим видео...»)
♦ Она использовала слова «всегда» и «никогда». («Вы никогда не слушаете...»)
♦ Она смотрела на других как на нападающую сторону. («Не заговаривайте мне зубы, сударыня».)
♦ Она использовала пустые, но чрезвычайно сильные угрозы. («Сейчас же идите во двор, пока я не сделала что-нибудь такое, о чем потом пожалею».)
Дополнительно к типам поведения, которые продемонстрировала Энн, агрессивно настроенные родители часто:
♦ Навязывают чрезмерно суровые последствия. («Никакого телевизора в течение двух недель!»)
♦ В гневе позволяют себе физическую реакцию на поступок ребенка: трясут за плечи или выкручивают ребенку руку, дергают, грозят ударить или действительно бьют его.
Утверждение
Целью этого навыка является ясная и понятная форма общения. Когда вы используете этот навык, вы делаете прямые и четкие утверждения относительно ваших чувств, мыслей и желаний. Вот пример утверждения: «Я хочу сходить за пиццей». Неутвердительная реакция — это когда вы задаете вопросы другим людям («Куда бы нам пойти поесть?»); мыслите за них («Наверно, ты захочешь блюда китайской кухни. Ты всегда выбираешь это»); или пытаетесь ими управлять («Все любят пиццу. Почему же ты не любишь?»). Вы не можете выражаться утвердительно, если часто думаете о том, что о вас думают другие. Ваше поведение не будет утвердительным, если вы беспокоитесь о том, что сделают или скажут окружающие в ответ на то, что скажете или сделаете вы. Чтобы ваше поведение было утвердительным, вы должны сосредоточиться на собственных поступках вместо того, чтобы фокусировать внимание на том, что может подумать о вас кто-то другой. Сосредоточиваясь на себе, вы практикуете силу внимания.
Утверждение идет от силы внимания: сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы произошло.
Чтобы стать родителями, которые способны говорить утвердительным тоном, вы должны делать следующее:
♦ Заявлять о своих желаниях, потребностях и ожиданиях просто и ясно. («Эти ножницы очень острые, ты можешь порезаться. Я дам тебе пластмассовые».)
♦Следить, чтобы ваши бессловесные указания соответствовали словесным. Если ваши бессловесные указания слишком небрежны, ребенок может сделать выбор не повиноваться. Если ваши бессловесные указания слишком навязчивы, ребенок будет сопротивляться, прибегая к самозащите. А если ваши бессловесные и словесные указания будут соответствовать друг другу, ребенок поймет, что вы имели в виду. Прежде чем он решит, повиноваться или вашему приказанию, он прочтет это по выражению вашего лица, по тону голоса и жестам. Вероятность того, что он будет повиноваться, возрастет, если вы будете держаться уверенно, будете убеждены в своей правоте и будете подкреплять информацию соответствующими жестами.
♦ Предоставлять ребенку выбор только тогда, когда он реально может иметь его.«Ты готов немного вздремнуть?» Здесь подразумевается, что ребенок имеет выбор — быть готовым или нет. Если вы говорите: «Время немного отдохнуть, так что забирайся в постель», вы не оставляете ребенку выбора. Вы четко определили, что должно произойти.
♦ Отдавать приказания, содержащие доступную, полезную информацию, и избегать риторических вопросов. Запомните: такие понятия, как добро, зло, вежливость и другие, могут привести детей в замешательство. Если вы говорите: «Скажи Джейсону: «Перестань обзывать меня разными словами. Мне это не нравится»«, вы демонстрируете утверждение. А если спрашиваете ребенка: «Ты будешь вести себя хорошо?», вы не проявляете этого качества.
♦ Уметь овладеть собственными эмоциями и выразить их своим детям. Если вы говорите: «Я злюсь, когда ты меня перебиваешь», это утверждение. Если вы произносите: «Посмотри, что ты вынуждаешь меня делать», здесь нет навыка утверждения.
♦ Показать, что вы уважаете ребенка и внедрять необходимые правила, не прибегая к нравоучениям, что обычно приводит ребенка в замешательство или пугает его. Относиться к ребенку с уважением означает сосредоточиться на улучшении его поведения, а не на наказании. Вы могли бы сказать: «Если ты кого-то бьешь, это больно; лучше не бей. Если кто-то тебя толкает, скажи: «Прекрати! Мне не нравится, когда меня толкают»«. Если вы хотите использовать навык утверждения, не следует спрашивать: «Почему ты ударил ее? Разве в нашей семье так обращаются с людьми?»
Когда я впервые осознала разницу между утвердительной, пассивной и агрессивной формами поведения, я качала обращать внимание на то, как разговаривают люди. В холлах начальных школ я слышала, как учителя упрашивают, уговаривают, стараются подкупить и даже кричат на учеников, и я понимала, как они выматываются. Ведь я делала то же самое, когда общалась с детьми. Единственная разница заключалась в том, что я научилась слушать себя и узнала, как можно измениться. Это было восхитительное открытие!
Заполните таблицу, приведенную ниже, чтобы оценить вашу манеру общения в настоящее время. Бегло набросайте данные в календарь на следующие несколько недель. Оцените процент времени, которое вы тратите на разговоры со своими детьми в каждом из стилей общения. Помните: чтобы приобрести навык утверждения, вы должны использовать силу внимания и четко говорить своим детям, чего вы от них хотите.
В главе 12 снова появится эта же таблица, и вы испытаете радость, когда увидите, насколько продвинулись вперед.
Конец недели Пассивное Агрессивное Утвердитель-
_________ __________ общение__ общение__________ное общение
______________ __________ %________ % ________________%