Какова роль отметки в жизни ребенка? Какое воздействие оказывает она на него? Как оценочная деятельность педагога влияет на отношение ребенка к учению, к школе, к учителю
2.Предложите свои варианты информирования родителей об успеваемости и поведении их детей.
У дверей второго «А» стоял и плакал Стасик Грачев. Сережа знал, что Стасик может плакать просто так, по пустякам: или чтобы не попало, или чтобы пожалели. Но так он плакал в окружении людей, громко, напоказ. а сейчас он был один в опустевшем коридоре. И Сережу, который свернул сюда от лестницы, он не заметил. Стасик стоял, прижавшись плечом и головой к дверному косяку, молча вздрагивал и ронял крупные слезы. Он был совсем несчастный. И одет он был не в праздничную форму, а в обычный серый костюм. Сережа подошел.
- Ну что с тобой опять? Стаська!
Тот поднял мокрое лицо. Потом, не сказав ни слова, взял Сережу за рукав и завел в класс. Указал на стену. Там, против окон, блестели стеклами две витрины. Два небольших плоских шкафа, в которых выставляют спортивные трофеи, наглядные пособия, коллекции и книжные новинки. Эти витрины Сережа и раньше видел в стаськином классе. Там располагались разные коробочки, корзинки и пластилиновые фигурки, которые ребята мастерили на уроках труда.
Но сейчас все было убрано, а за стеклами стояли развернутые дневники. К левой витрине сверху была приколота полоса ватманской бумаги, и на ней красным маркером написаны слова:
МЫ ИМИ ГОРДИМСЯ
Дневники за стеклом пестрели пятерками. Но Стасик показывал на правую витрину. Над ней, на такой же бумажной ленте были черные слова:
ОНЯ НАС ТЯНУТ НАЗАД
Дневников там было всего четыре, не то, что в левой.
- Ясно, - мрачно сказал Сережа. - А который твой?
Стасик ткнул в левый верхний. Страницы дневника были украшены тремя двойками и недельным «неудом» за поведение. Но прежде всего бросалась в глаза размашисто брошенная из угла в угол красная запись:
«Из-за своей неорганизованности едва не сорвал выступление класса!» Восклицательный знак был длиной со спичку. Стасик сел за парту, положил голову и заплакал уже в голос.
- Да уймись ты! - с досадой сказал Сережа. - Ну плюнь ты на это дело. Пускай он здесь стоит, жалко, что ли?
Как ни странно, Стасик всхлипнул и почти перестал плакать. Поднял голову и с какой-то взрослой сумрачностью сказал:
- Хорошо говорить «пускай». Отец знаешь как налупит…
- Тебя?! - воскликнул Сережа. И чуть не добавил: «Такого цыпленка!»
- Да. Ты не знаешь, - сказал Стасик и опять едва не разразился слезами.
Чтобы он не ревел, надо было с ним разговаривать.
- Ну за что налупит? Он же не знает.
- Узнает. Сегодня собрание для родителей. Это для них такую выставку сделали.
26.
Задание:
Какие воспитательные, дидактические задачи ставит учитель, вовлекая учащихся в обсуждение выставляемой отметки?
Почему учитель сознательно идёт на дополнительные затраты времени, используя этот приём?
Познакомьтесь с фрагментом урока.
- Какую оценку мы с вами поставим Сергею? Твоё мнение, Наташа.
- Можно поставить ему четыре.
- За что? Что хорошего и какие недостатки были в его ответе? Почему ты считаешь возможным поставить четыре?
- Он правильно решал задачу, но не ответил на дополнительный вопрос.
- Это серьёзный недостаток или можно его простить?
- А твои замечания к ответу, Олег?
- Сергей не сразу решил задачу. Он запнулся и ждал помощи, потому что не сумел правильно выполнить действия.
- Какую же оценку ты предлагаешь поставить Сергею?
- Сегодня ему можно поставить только три.
- Да, поставим ему три. И скажем, что нужно знать правила. Надо более тщательно их учить.
27.
Задание:
1. Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока? Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации?
Как в подобной ситуации поступил бы, по вашему мнению, учитель, у которого вы проходили педагогическую практику? А как поступили бы вы?
Урок в 3 классе. Учебный год кончается, чувствуется, что дети устали. Но атмосфера на уроке русского языка была деловитой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бурный и короткий, на несколько минут завладел вниманием класса.
- Анна, Ильинична, дождик! - ликовали, вскакивая со своих мест, ребята.
Праздник громыхнул и уплыл вместе с тучей, надо было возвращаться к будничному труду. Учительница смогла бы это сделать, но она поступила по-другому. Велела открыть форточки, и со двора ударил запах свежести.
- Я вижу, как вы празднично настроились, - сказала она с улыбкой. - Давайте не отпустим эту нечаянную радость, пусть она еще немножко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка мы написать маленькое сочинение «Майский дождик».
- А можно я назову «О чем шумит дождик»?
- Можно…
- Можно, - сказала учительница. - Сейчас все можно. Как думаете, как чувствуете, так и пишите.
28.
Задание:
- Для достижения каких образовательных результатов можно использовать стихотворение С. Маршака на уроке математики?
- Проанализируйте эффективность использования этого стихотворения с т.зр. требований определённых принципов обучения.
.С.Маршак «От 1 до 10»
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять,
руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка-кочерга,
у нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О -
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять.