Когда маленькие дети превращают угрожающую ситуацию в игру, используйте навык утверждения

Представьте, что кто-то напирает на вас сбоку на ав­тостраде. Вы можете прийти в ярость, но в основе вашей ярости лежит страх, что может произойти несчастный случай. Когда мы гневаемся на людей, которых любим, мы также полны страха. Мы боимся, что если это непра­вильное поведение будет продолжаться, мы не будем знать, как реагировать, или боимся вызвать этим еще большие проблемы. Корни гнева в страхе.

Когда вы впадаете в гнев, ваш ребенок чувствует ваш страх, и это, в свою очередь, пугает его. Но напуганный ребенок может превратить пугающую его ситуацию в иг­ру. Помните двухлетнюю Джессику, которая упала в ко­лодец в Техасе? Спасатели копали землю в течение двух дней, чтобы достать ее. А когда они добрались до девоч­ки, то испытали шок — она пела. Малышка превратила свое ужасное положение в игру, чтобы справиться со страхом. Да вы к сами видели маленьких детей, которые так поступают. Большинство детей смотрят мультики, в которых в течение часа происходит около 25 насильст­венных действий. Насилие в мультфильмах пугает ма­леньких детей. И как же они реагируют на это? Они про­сят купить им игрушки, которых видят в телевизионных шоу. Как только они у них появляются, дети чувствуют себя способными справиться с ужасными ситуациями, увиденными ими в кино и мультфильмах.

Агрессивный голос звучит гневно. Если кто-то из ро­дителей злится, дети чувствуют, что он тоже чего-то бо­ится. С другой стороны, если вы говорите пассивным го­лосом, вы даете своим детям главенство над собой. Это состояние также несет в себе страх. Дети понимают, что недостаточно подготовлены, чтобы управлять взрослы­ми. Когда маленькие дети слышат агрессивный или пас­сивный голос, они чувствуют испуг и превращают это в игру, чтобы восстановить чувство контроля.

Карен хотела, чтобы ее двухлетняя дочка Кристина поскорее забралась на сиденье автомобиля — они опаз­дывали к врачу. Она сказала: «Кристина, залезай на свое сиденье. Вот сюда, солнышко; это твое место... Давай живее». Кристина немного помедлила, как это обычно делают только что научившиеся ходить малыши, когда стараются усвоить информацию. А Карен начала нерв­ничать, считая, что дочь упрямится. Эта нервозность бы­стро переросла в гнев, и мать взорвалась: «Не испытывай мое терпение! А ну залезай немедленно и садись на свое сиденье!»

Кристина почувствовала страх матери и в ответ на это бросилась бежать, озираясь на Карен через плечо и сме­ясь, как если бы они играли в салки. Карен побежала следом за малышкой, выкрикивая угрозы. Наконец она поймала Кристину, дала ей шлепка и посадила на заднее сиденье автомобиля.

Подобные проблемы возникают, когда родители ис­пользуют агрессивный или пассивный тон, посылая де­тей постарше в комнату «одуматься». Ребенок может от­казаться идти, может пойти надув губы или пойти и на­чать играть, раз уж он оказался там. Повторяю, дети превращают путающую их ситуацию в игру, чтобы овла­деть этой ситуацией. Родителю, конечно же, такие дей­ствия кажутся проявлением упрямства.

Чтобы избежать подобных проблем, используйте утвердительный тон и не позволяйте страху проникнуть в ваши отношения с детьми.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИКАЗАНИЯ В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ, ЧТОБЫ ДАТЬ

ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Приказания в форме утверждений говорят вашим де­тям, чего вы от них ждете, когда не можете предложить выбор. Если вы говорите ребенку, что нужно встать с по­стели, одеться и умыться, то обычно ожидаете, что все это будет сделано. Вы не предлагаете ему выбора, пови­новаться или нет. Вы ожидаете повиновения и, чтобы до­биться этого, должны отдавать приказания утвердитель­ным тоном. Но вы можете предложить ребенку выбор относительно того, как выполнить ту или иную задачу. Ребенок может принять самостоятельное решение, с ка­кой стороны кровати слезть, какую одежду надеть и по­мыться в ванне или под душем. Но ребенку не предо­ставляется такого выбора: выполнить это задание или нет. Секрет умения отдавать приказания в форме утверж­дений состоит в том, чтобы говорить детям, что нужно делать, и давать им понятную информацию о том, как это сделать.

УПРАЖНЕНИЕ. Четырехлетняя Мэгги вместо того, чтобы одевать­ся, скручивает свои тренировочные штанишки в веревку. Ка­кое из следующих утверждений могло бы дать ребенку понят­ную информацию?

1. «Мамочка опоздает на работу, если мы не оденемся быстро».

2. «Ты что, хочешь, чтобы я забрала твою одежду?»

3. «В чем дело? Почему ты не одеваешься?»

4. «Ты хочешь идти на улицу? Тогда поторопись, и мы пойдем».

5. «Мэгги, надень штанишки. Я помогу тебе».

Пятое предложение дает Мэгги информацию, кото­рую она может понять и использовать. Утверждения 1—4 лишь приводят девочку в замешательство и усилива­ют раздражение матери. Так что давайте своим детям по­нятную им информацию.

Наши рекомендации