Сопровождение эмоционального состояния детей дошкольного возраста с зпр средствами музыкотерапии
В связи с концептуальной переориентацией системы мирового и отечественного образования на максимальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, на их совместное воспитание в условиях общеобразовательной системы, от практики селекции и отторжения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные школы, общество переходит к различным интеграционным формам их образовательного размещения и сопровождения. Это происходит на фоне стойкой тенденции к росту такого отклонения в развитии детей, как задержка психического развития (далее ЗПР).
Большинство ученых отмечает, что у детей данной категории наблюдается эмоциональная незрелость, которая ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию. Неуспехи и неудачи вызывают повышенную тревожность, формируют заниженную самооценку, что не только затрудняет межличностное общение, но и отражается на психофизическом здоровье данной категории детей. Следовательно, проблема эмоционального развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, так как нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на его дальнейшей социализации.
Одним из средств сопровождения эмоционального развития ребенка с ЗПР является музыкотерапия. По мнению С.Ю. Головина, музыкотерапия всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. В настоящее время, как считает Е.А. Медведева, Б.Д. Карвасарский и ряд других авторов, она является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое. Но в современной литературе недостаточно представлены программы с использованием различных средств воздействия на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР, которые позволили бы педагогу улучшить ситуацию эмоционального развития детей данной категории. Это и стало целью нашего исследования.
Оно было проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детской музыкальной школы №1» г. Озерска. В эксперименте приняли участие 5 детей в возрасте 5-7 лет с ЗПР, установленной психолого-медико- педагогической комиссией. Контрольную группу составили 5 детей того же возраста с нормативным психическим развитием. Для исследования использовались такие методы как анкетирование, рисуночные и проективные методики, подобранные с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. По результатам констатирующего эксперимента мы выявили следующее:
- чувство агрессии и тревожности свойственны детям обеих групп, но у детей с ЗПР (ЭГ) данные состояния отмечаются чаще и интенсивней;
- у детей с ЗПР (ЭГ) чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите;
- у детей с ЗПР (ЭГ) уровень тревожности намного выше их сверстников с нормативным развитием;
- дети с ЗПР (ЭГ) с трудом различают эмоцию по мимике человека, испытывают трудности в оценке своего состояния; хуже, чем дети с нормативным развитием могут изобразить эмоциональное состояние.
Исходя из полученных результатов, мы определили основные задачи по коррекции эмоциональных состояний в процессе сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР:
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, связанного с наличием тревожности, агрессивности;
- обучение детей умению понимать собственные эмоциональные состояния и управлять ими;
- обучение детей распознавать эмоции окружающих, правильно реагировать на них;
- накопление позитивного эмоционального опыта;
В соответствии с задачами, нами было разработано содержание коррекционной работы по преодолению негативных эмоциональных состояний в процессе сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основным средством данного сопровождения стала музыкотерапия, которая сочеталась с такими методическими средствами как упражнения подражательного характера, имитационные и релаксационные игры, этюды, инсценирование, рисование, психогимнастика. В программе нами были предусмотрены и специальные приемы работы: культурно-просветительская деятельность и организация досуга (посещение концертов, театров, выставок при активном содействии семьи); индивидуальная форма работы для детей, которым нужна дополнительная поддержка и внимание (рекомендуемое время индивидуальных занятий – 10 минут).
Нами составлено годовое планирование игр-занятий, рекомендации по реализации содержания коррекционной работы по сопровождению эмоционального развития ребенка с ЗПР при использовании подобранного нами музыкального материала, а также представлена модель занятия.
Модель занятия
Вводная часть Цель, мотив предстоящей деятельности
Мимическая гимнастика
Создание положительного Снятие напряжение мышц лица Мимический этюд эмоционального фона
Основная часть
1. практические упражнения и задания
2. игры на развитие мимики
3. разыгрывание ситуаций
4. игры с элементами театрализации, инсценирования
5. игры на релаксацию
6. психотехнические тренинги
7. игры, направленные на саморегуляцию поведения
8. слушание музыки
9. музыкальные драматизации
Заключительная часть
Ритуал прощания
Оценка детьми всего занятия, обсуждение
Релаксационные упражнения
Формирующий эксперимент проходил в течение 5 месяцев (март – апрель – май), сентябрь, октябрь. Занятия проводились во второй половине дня, продолжительностью 30 минут.
Результаты контрольного эксперимента позволили констатировать, что дети экспериментальной группы по окончании формирующего эксперимента показали положительные результаты:
- ярко выраженные нарушения эмоциональной сферы (агрессия, тревожность) снизились;
- понимание собственного эмоционального состояния улучшилось, большинство могли описать словами своё настроение;
- появился навык определения эмоции по мимике партнера по общению, а также способность выразить собственные эмоции;
- общий эмоциональный фон в группе стал более позитивным и жизнерадостным.
Следовательно, результаты, которые продемонстрировали дети экспериментальной группы, заметно приблизились к результатам контрольной группы, а это доказывает эффективность проведенной нами коррекционной работы. Таким образом, музыкотерапия является эффективным средством сопровождения эмоционального состояния детей дошкольного возраста с ЗПР, а программа «Музыка, звучащая во мне» может быть использована в дошкольных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования.
Список литературы
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. сред.ивысш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. М. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
А. Р. Босовец, Н. И. Бурова