Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста

Определение понятий

Адаптация – процесс привыкания ребенка к условиям ДОО.

Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций, носящих защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

Цели:

1. Создание условий для адаптации детей при поступлении в ДОО.

2. Профилактика дезадаптации у детей, поступающих в ДОО.

Задачи:

1. Подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОО.

2. Выявление факторов риска возникновения тяжелой адаптации ребенка (прогноз протекания адаптационного периода).

3. Рекомендации воспитателям по организации адаптационного периода.

4. Отслеживание процесса адаптации.

Причины нарушений

1. Негативные воспитательные воздействия семьи (отсутствие социального опыта – общения со взрослыми и сверстниками вне семьи, несоответствие режима дня семьи режиму дня в ДОО).

2. Биологические факторы нарушения развития (соматическая ослабленность, несоответствие психического развития возрастной норме).

3. Неверный педагогический подход (отсутствие у воспитателя опыта работы с детьми в период адаптации).

4. Негативный опыт посещения ребенком ДОО (для детей после 3 лет).

Проявления

1. Негативная реакция на посещение ДОО (плач, отказ идти в ДОО, заходить в помещение).

2. Вдруг возникающие:

- нарушения аппетита в ДОО и дома;

- нарушения сна в ДОО и дома;

- нарушения во взаимоотношениях со сверстниками (агрессия или отстраненность);

- регресс бытовых навыков.

Система работы:

Сбор информации - анкета для родителей (до поступления ребенка в ДОО) – прогноз протекания периода адаптации.

Адаптационный лист для воспитателей – отслеживание процесса адаптации.

Диагностика - скрининг по возрасту (для детей после 3 лет)

3. Коррекция - нет

4. Просвещение, обучение, консультирование:

- Индивидуальные консультации для родителей до поступления ребенка в ДОО при оформлении документов, совместное планирование администрации и родителей периода адаптации.

- Информация для каждого родителя, например, буклет – путеводитель с информацией об особенностях ДОО (режим работы, график работы специалистов, образовательные услуги) и с рекомендациями на период адаптации.

- Стендовая консультация для родителей (при создании группы).

- Выступление на родительском собрании (при создании группы).

- Консультация для воспитателей по процессу адаптации каждого ребенка.

- Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой формой адаптации.

Результат:

Форма предоставления Адресат Рекомендации по дальнейшей работе
Заключение (аналитическая справка по результатам адаптации) Администрация Рекомендации по оптимизации организации процесса адаптации к ДОО
Устные консультации Родители, педагоги Рекомендации по взаимодействию с детьми

Приложение 2

Оптимизация педагогического общения

Определение понятий

Педагогическое общение – взаимодействие педагога с детьми, направленное на решение образовательных задач.

Цел:.

Создание условий для оптимизации взаимодействия педагога с детьми.

Задачи:

1. Изучение особенностей общения педагога с детьми

2. Развитие профессионально-значимых коммуникативных умений педагогов

Причины нарушений:

1. Отсутствие профессионально-значимых коммуникативных умений (не знает либо не владеет).

2. Личностные особенности педагога.

Проявления:

У педагогов – несоответствие общения требованиям ФГОС ДОО.

У детей – нарушение межличностных отношений, признаки дезадаптации.

Система работы:

1. Сбор информации - анализ общения педагога по критерию (карта наблюдения за особенностями взаимодействия педагога с детьми).

2. Диагностика – опросники.

3. Коррекция – нет.

4. Просвещение, обучение, консультирование - семинар-практикум для педагогов по формированию необходимых умений общения.

Результат:

Форма предоставления Адресат Рекомендации по дальнейшей работе
Заключение (аналитическая справка по результатам диагностики) Администрация Организация работы практикума Направление отдельных педагогов на обучение
Устные консультации Педагоги Рекомендации по оптимизации общения Информирование педагогов о возможности получения психологической помощи

Приложение 3

Скрининговая диагностика

Определение понятий

Возрастные нормы развития (конкретные характеристики в зависимости от возраста: 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет).

Цель:

Содействие формированию личности ребенка с ориентацией на возрастные нормы.

Задачи:

1. Определение соответствия психического развития детей возрастной норме, выявление детей с несформированными новообразованиями (для подготовительной группы – определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации).

2. Консультирование родителей, педагогов, администрации по проблемам учета особенностей развития детей в образовательном процессе.

3. Просвещение родителей и педагогов (информирование о возрастных нормах развития).

Причины нарушений:

1. Биологические.

2. Социальные.

3. Комплексные.

4. Недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей и педагогов.

Проявления:

1.Отсутствие интереса и невключенность детей в организованные формы образовательного процесса.

2.Неуспешность ребенка в освоении образовательной программы.

Система работы:

Наши рекомендации