Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка
Формирование и совершенствование речи школьников является одной из актуальных психолого-педагогических проблем. На сегодняшний день все больше усиливается внимание на личность ученика, имеющего проблемы в развитии интеллекта, все более важная роль в становлении языковой личности ребенка отводится словарному запасу. Данная проблема в психолого-педагогической литературе рассматривается такими авторами как М.Т. Баранов, О. Е. Грибова, М.Р. Львов, Л. С. Выготский, М. Ф. Гнездилов, А. Н. Гвоздев, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, В. Г. Петрова, М. С. Соловьева, Ж. И. Шиф.
Под словарем понимаются слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный [4].
Словарный запас один из самых значимых компонентов высказывания, свидетельствуют о глубине познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Обогащение словарного запаса ребенка – это один из показателей общего развития личности.
В программе русский (родной) язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. На уроках русского языка особое внимание должно уделяться на ознакомление учащихся со всем словарным многообразием русского языка с целью планомерного и полноценного развития их речи [2].
Задача обогащения детского словаря решается по двум направлениям: 1) в плане порождения речи; 2) в плане восприятия речи.
В плане порождения речи учитель должен добиваться от учащихся свободного владения языковыми системными объединениями слов при построении собственного высказывания, умения создать индивидуально-контекстуальные объединения слов. В плане восприятия речи обогащение словарного запаса учащихся работа заключается в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слова в тексте со всеми контекстуальными оттенками, наращениями. Формирует способность восприятия словесных образных элементов в составе художественного текста во всем его смысловом и эмоционально-экспрессивном объеме, воспитывает у учащихся умение объяснять значение слова, особенности его употребления.
Выше перечисленное определило следующие цели в работе по обогащению словарного запаса у учащихся: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов: 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами [3].
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации [1].
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, по сколько, важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2 – 4 классы), письмо (2 – 4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1 – 4 классы) [2].
Обогащение словарного запаса учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка осуществляется в разделе программы «Грамматика, правописание и развитие речи» (2 – 4 классы). Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь» [3].
Для обогащения словаря на уроках языка целесообразно использовать упражнения, словарную работу, дополнительные задания, рассматривание картин, сопровождённое беседой, дидактические игры, и др.
Упражнения учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
Рассматривание картин уточняет детские представления, активизирует накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Учитель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов[2].
Рассмотрев и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что русский язык является одним из основных предметов в специальной школе и носит коррекционную и практическую направленность. Важнейшую цель уроков русского языка составляет формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Список литературы
1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов [Текст] /А. К. Аксёнова. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 320 с.
2. Воронкова, В. В. Олигофренопедагогика [Текст] / В. В. Воронкова, Т. В. Алышева, Г. В. Васенков. – М. : Дрофа, 2009. – 397 с.
3. Воронкова, В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. [Текст] / В. И. Даль. – М. : Русский язык, 1980.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Абрамовских Алёна Александровна – магистрант 2 курса заочной формы обучения, магистерская программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
Байбулатова Разиля Загировна– студентка 5 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Байрамгулова Юлия Миндуллаевна– студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Балакина Светлана Андреевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Логопедия»
Бардина Анна Васильевна – магистрант 2 курса заочной формы обучения, магистерская программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
Бикеева Татьяна Алексеевна – студентка 4 курса заочной формы обучения, специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология»; воспитатель МАОУ СОШ № 84, II дошкольное отделение, г. Челябинск
Бурова Надежда Ильинична – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Васильева Виктория Сергеевна– к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Гаврилова Марина Викторовна – магистрант 2 курса, магистерская программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»; учитель-дефектолог МАОУ СОШ № 30 (филиал), г. Челябинск
Гусева Елена Александровна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Специальная психология»
Дементьева Татьяна Геннадьевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Специальная психология»
Дружинина Лилия Александровна –зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, к. п. н. доцент
Исмаилова Наталья Орынтаевна –студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика»
Ковалева Алёна Александровна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Козакевич Анастасия Александровна –студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Специальная психология»
Козарева Наталья Валерьевна – магистрант 1 курса, магистерская программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
Козлова Анастасия Алексеевна –студентка 5 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия»; учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС №150, г. Челябинск
Кондратенко Валентина Александровна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Конюхова Татьяна Александровна– студентка 3курса заочной формы обучения, профиль «Логопедия»; воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20, г. Еманжелинск
Лапшина Любовь Михайловна – к. б. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Лысова Анна Анатольевна –к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Лящук Анастасия Николаевна – магистрант 1 курса заочной формы обучения, магистерская программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»; дефектолог ГККП «Ясли-сад №9», Казахстан, г. Костанай
Макеева Вера Валерьевна –студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Мудряк Анастасия Николаевна – студентка 5 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия»; учитель-логопед МБСКОУ № 119, г.Челябинска
Осипова Лариса Борисовна –к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Первухина Мария Сергеевна –студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Первухина Татьяна Михайловна– студентка 5 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия»; учитель начальных классов Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 73, г. Челябинск
Перевышина Любовь Сергеевна– студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика», с дополнительной специальностью «Логопедия»; учитель-дефектолог Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 73, г. Челябинск
Плотникова Елена Вячеславовна– старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Резникова Елена Васильевна –к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Рыжова Екатерина Юрьевна– студентка 5 курса специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Рябова Ксения Алексеевна –студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Соловьёва Дарья Сергеевна – студентка3 курса бакалавриата, профиль «Специальная психология»
Сошникова Наталья Григорьевна – декан факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета, к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик
Степанова Виктория Владимировна– студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Теплых Мария Юрьевна – студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Ткачук Екатерина Владимировна – студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика», с дополнительной специальностью «Логопедия»
Устьянцева Галина Андреевна– студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика», с дополнительной специальностью «Логопедия»
Устьянцева Кристина Андреевна– студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика», с дополнительной специальностью «Логопедия»; педагог МБДОУ ДС ОВ № 404, г. Челябинск
Файзуллина Алиса Викторовна –студентка 3 курса бакалавриата, профиль «логопедия»
Фролова Татьяна Владимировна -студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
Фролова Юлия Игоревна –студентка 4 курса специальности «Логопедия» заочной формы обучения
Хидиятова Айгуль Азатовна– студентка 4 курса специальности «Олигофренопедагогика», с дополнительной специальностью «Логопедия»
Хусаинова Гульнара Адисоновна –студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Чернобаева Виктория Александровна –студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Логопедия»
Шарифьянова Дарья Сергеевна –студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Шереметьева Елена Викторовна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Шманина Евгения Леонидовна –студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Шубина Анастасия Александровна –студентка 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Сурдопедагогика»
Щербак Светлана Геннадьевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Якимова Марина Евгеньевна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, программа «Тьюторство в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»