Развитие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. В силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил различных типов неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определенности инструкции, заложенной в правиле, от числа операций, которые должны выполнить учащиеся, от соотнесенности произношения и написания, от подготов­ленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха [1].

Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически возможным. С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и классифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.

Изучению особенностей развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посвящены исследования Аксеновой Л. И., Воронковой В. В., Забрамной С. Д., Лебединского В. В., Маллер А. Р., Певзнер М.С., Рубинштейна С. Я., Сухаревой Г. Е., Цикото Г. В., Шипициной Л. М. и др. [3].

Изучение специальной литературы позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный, контролирующий. Факторы, способствующие формированию грамотного письма: зрительный, слуховой, рукодвигательный, проговаривание, комментирование.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, и в других упражнениях, а при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка [4].

Коррекционная направленность уроков русского языка заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся. Практическая направленность программного материала заключается в формировании у детей речевых навыков, идет установка на развитие речи как средства общения. В образовательной программе выделяются специальные уроки развития речи (1 – 4 класс). В специальной (коррекционной) школе изучается не теоретическая, а практическая грамматика [2].

С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с нарушением интеллекта нами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста (4 класс) с нарушением интеллекта в количестве трех человек.

В качестве диагностического материала для исследования орфографической зоркости детям предлагался диктант.

По результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: уровень развития орфографической зоркости зависит прежде всего от умения ребенка правильно слышать звуки речи и соотносить их с орфограммами и орфографическим правилом, т.к. отклонения в фонематическом восприятии могут быть причинами неграмотного письма, а это приводит к закреплению неправильного написания и использования правил русской орфографии, мешает обучению орфографии.

Таким образом, орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и классифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира. Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, и в других упражнениях, а при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка. Своевременное выявление ошибочного письма позволяет «затормозить» неправильные стереотипы, что в свою очередь помогает ребенку усваивать программу по русскому языку, формирует грамотность.

Список литературы

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов [Текст] / А. К. Аксенова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.

2. Айдарбекова, А. А. Рабочая программа по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 класс [Текст] /А.А. Айдарбекова, В. М. Белова, В. В. Воронкова. – 8-е изд. – М. : «Просвещение», 2013.

3. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А. Р. Маллер. – М. : Аркти, 2002. – 175 с.

4. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.

Наши рекомендации