Тема «Влияние среды на формирование личности. Социализация личности»
a) Социализация-взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация к ней).
b) Социализация-процесс формирования и становление личности через овладение его социальным опытом.
Результаты социализации:
a) Усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, традиций.
b) Формирование системы ценностных ориентаций и нравственных качеств.
c) Развитие навыков социального взаимодействия.
Источники социализации:
1) Вооружение индивида достижениями человека культуры, через специальные социальные институты – органы образования и воспитательные учреждения.
2) Социальное взаимодействие людей в процессе поведенческой социальной коммуникации.
3) Воздействие на личность разных малых и больших социальных групп.
А) Социальная адаптация – согласование требований и ожидания социальной среды по отношению к человеку, с его установками и социальным поведением.
Б) Социальная адаптация – принятие человеком культурных ценностей социально-значимых форм и правил взаимодействия в обществе.
Стадии развития личности в процессе социализации:
1) Стадия адаптации (от рождения, до подростка) - происходит овладение знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения. Социальными ролями, освоение основных видов деятельности.
2) Индивидуализация (подростковый и юношеский возраст) - способствует проявлению у человека индивидуальных особенностей, от другого, у подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3) Интеграция – период личностного и профессионального становления, предполагает достижение определённого баланса между человеком и обществом, появляется желание найти своё место в обществе.
4) Трудовая– период зрелости человека характерен тем что, человек не только усваивает социальный опыт, но воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду и общество через, свою деятельность.
5) После трудовая стадия (пожилой возраст) – основной задачи которой для личности выступает – передача социального опыта новым поколениям.
Механизмы социализации: подражание, идентификация, копирование.
Социализация имеет свои издержки:
1) Личность, которая адаптируется в новых социальных условиях, может потерять индивидуальность.
2) Может приводить к асоциальному поведению.
Разновидности дивиантного (асоциальное) поведения:
1) Деликвинтонное – характеризуется склонностью к правонарушению.
2) Адекватное – использование веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Особенности личности в обществе
Возрастной период | Ведущая деятельность | Направленность деятельности | Сфера психики | Новообразование |
Младенческий (0-1) | Непосредственно-эмоциональное общение | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотимотивационная) | Потребность в общении, эмоциональное отношение |
Раннее детство (1-3) | Предметно-малипутивное | Опознание предмета | Познавательные процессы | Речь, наглядно-действенное |
Дошкольный (3-6) | Ролевая игра | Познание отношений | Личностная (потребно-мотивационная) | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности |
Младше-школьный(6-11) | учение | На познание начало наук | Интелектуально-познавательная | Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни |
Подростковый (11-15) | Интимное общение | Опознание | личностная | Стремление к взрослению, самооценка |
Старше-школьный (15-17) | Учебно-профессиональная деятельность | Познание профессий | познавательная | Мировозрение, профессиональные интересы |
Педагогический процесс
Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Главная характеристика педагогического процесса является целостность.
Функции педагогического процесса | ||
Образовательная | Воспитательная | Развивающая |
· Формирование мотивации к учёбе · Опыт практической и творческой деятельности · Освоение научных ЗУМ · Освоение ценностных ориентаций, выстраивание отношений | · Формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности | · Формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств человека |
1) Образовательный процесс реализуется в процессе обучения во внеклассной работе. Учреждение дополнительного образования.
2) Воспитательный процесс реализуется в процессе взаимодействия преподавателя и воспитанников, и отражается в тех изменениях, которые происходят в личности учащегося, также проявляются в учебных планах, программах, формах, методов и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
3) Развивающий процесс проявляется в формировании новых качеств, новых умений.
Основные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса:
1) Сплочение ученического коллектива и развитие в нём воспитательных функций; 2) Преподавание; 3)Организация детского труда;4) Организация вне учебной творческой деятельности по интересам.
Тема «Дидактика»
Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения.
Предмет дидактики:закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы, содержащие образование, методы, формы, средства обучения.
Дидактика занимается изучением (разработкой) проблем:
· Для чего учить? (цель образования, обучения)
· Кого учить? (субъекты)
· Какие способы обучения наиболее эффективные? (принципы обучения)
· Чему учить? (содержание образование, обучения)
· Как учить? (методы обучения)
· Как организовывать обучение? (формы организованного обучения)
· Какие необходимы средства обучения (учебники, ПК программы)
· Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)
· Как проконтролировать и оценить результат обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения)
Задачи дидактики:
Отвечает на вопросы: зачем, чему и как обучать.
· Описывает и объясняет процесс и усвоение обучения.
· Исследуют сущность закономерности и принципы обучения в связи воспитания.
· Обучением учащихся, их творческой самореализации и развитием способностей.
· Определяет педагогические основы содержание образования.
· Разрабатывает новые обучающие системы образования, технологии, формы, методы и приёмы обучения.
· Конструирует систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов.
· Предсказывает и прогнозирует результаты обучения.
1) Методы обучения – способ достижения цели и задачи достижений.
2) Методы обучения – система последовательных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся.
3) Методы обучения – способы, обучающие работы учителей и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала.
Методы | При решении каких задач этот метод приминается наиболее успешным | При каком содержании учебного материала особенно применяется | При каких особенностях учащихся применяется этот метод | Какие возможности должен иметь учитель | |
По источнику знаний | Словесный (объяснение, рассказ, диспут) | При формировании теоретических и фактических знаний и решений всех задач обучения | Когда материал носит преимущественно теоретический и информационный характер | Когда учащиеся готовы к усвоению информации при помощи данных методов | Когда учитель владеет данным методом лучше чем другими |
Наглядная (наблюдение, иллюстративные) | Для развития наблюдательности , повышения внимания к изучаемым вопросам | Когда содержание учебного материала представлено в наглядном виде | Когда имеются наглядные пособия доступные учащимся | Когда учитель располагает необходимыми пособиями или может изготовить их самостоятельно | |
Практические( упражнение, чтение, работа с книгой, реферат, изложение, конспект) | Для развития практических умений и навыков | Когда содержание учебного материала включают практические упражнения, выполнение трудовых задач, проведение опытов | Когда учащиеся готовы к выполнению соответствующих практических заданий | Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами, для организации соответствующих практических упражнений | |
По типу познавательной деятельности | Репродуктивные (объяснительно-иллюстративный) | Для формирования знаний, умений, навыков) | Когда содержание слишком сложно или весьма просто | Когда учащиеся не готовы к проблемам изучению данной темы | Когда учителю нет времени для проблемного изучения темы |
Проблемное изложение (частично-поисковый) | Для развития самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу | Когда содержание материала имеет средний уровень сложности | Когда учащиеся подготовлены к проблемному изучению данной темы | Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковым | |
По типу организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности | Индуктивные (рассуждение от фактов, наблюдений, опытов, экспериментов к синтезу) | Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключение( от частного к общему) (умение синтезировать) | Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно ( из частных фактов выводится общее) | Когда учащиеся подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняется в дедуктивных | Когда учитель владеет индуктивным методом обучения |
Дедуктивные (рассуждение, ново положение выводится чисто логическим путём от предшествующих) | Для развития умения, осуществляются дедактивные умозаключения ( от общего к частному) и развивать анализ явления | Когда содержание темы изложено дедуктивно, если его рационально излагать, от общих сведений к частным фактам | Когда учащиеся подготовлены к дедуктивным рассуждениям | Когда учитель лучше владеет дедуктивными методами обучения | |
Самостоятельная работа или под руководством учителя (все методы кроме проблемного изложения) | Для развития самостоятельности в учёбе, навыков учебного труда | Когда материал доступен или доступен в большей степени для самостоятельного изучения, когда учащиеся выезжают на соревнования или на ОТС | Учащиеся готовы самостоятельно изучать тему | Имеются дедактические материалы для самостоятельной работы ( конспект, схемы, таблицы) |
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.Бабанский Ю.К.
Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. Пидкасистый П.И.
Тема «Формы обучения»