Тема «Методология педагогики»

Методология – это совокупность методов исследования применяемых в какой-нибудь науки.

Методология – это учение о способах организации и построении теоретической и практической деятельности человека.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Функции методологии:

1. Определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющиеся педагогическую действительность.

2. Направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель.

3. Обеспечивает всесторонностьполучения информации об изучаемом процессе или явлении.

4. Помогает ведению новой информации в фонд теории педагогики.

5. Обеспечиваетуточнение обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогические науки.

6. Создает систему информации, опирающиеся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.

В методологии можно выделить 2 уровня:

1-ый выделяет четыре подхода:

· Системный (анализ внутренних и внешних связей педагогического объекта, рассмотрение всех его элементов с учетом их места и функций, предпосылок и последствий).

· Деятельный (педагогический объект в процессе деятельности, как основной форма активности человека, как главного способа существования и развития не только человека, но и общества в целом).

· Культурологический (учение о ценностях и ценностных ориентациях человека, развития человека обусловлена его связью с культурой, как системой материальных и духовных ценностей).

· Антропологический (исследование данных всех наук о человеке и их учета при построении и осуществлении педагогического процесса).

2-ой уровень включает в себя: - методы педагогических исследований, определяющий набор операций, приемов, процедур. Позволяющий получать, отработать и объяснить научные и педагогические факторы. Относятся методы математической статистики.

Тема «История развития педагогики»

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)– выходец из семьи ремесленников. Достиг всего путем саморазвития. Был политиком, писателем, социологом, философом, музыковедом, композитором, психологом и педагогом.

Создатель теории естественного (свободного) воспитания.

Написал произведения:

- “О происхождении неравенства между людьми” (1777).

- “Общественный договор” (1760).

- “Эмиль или о воспитании” (1762).

Жан-Жак Руссо делит жизнь на 4 периода:

1. От рождения до 2 лет – внимание на физическое воспитание.

2. От 2 до 12 лет – развивать сенсорную культуру (ориентация в пространстве) – так же эту культуру называют “Сон разума”

3. От 12 до 15 лет – умственное и трудовое воспитание

4. С 15 до 18 лет – нравственное воспитание (этот период можно назвать “период бурь и эмоций”.

Идеи Жан-Жака Руссо были опробованы Л.Н. Толстым в Ясно Полянской школе.

Джон Локк (1632 – 1704)– выступал против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное положение, он считал, что ребенок родился с чистой душой – “как доска”.

Ян Амос Каменский

Марта 1592 – ноябрь 1670

Родился в Моравии, в городе Нивнице. Сын Мартина Каменского и Анны Хмеловой. Родители были члены религиозной общины чешских братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-1604 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-1610 гг. учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Каменский, в соответствии с догмами своей церкви прошел обряд крещения и получил второе имя – Амос.

Затем учился в Хербонской академии, в Гедельберском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – “Театр всех вещей” и начал работу над полным словарем чешского языка “Сокровище чешского языка”.

В 1627 Каменский приступил к созданию труда по дидактике чешского языка. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков Каменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 г. Моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою “Дидактику на чешском язык”.

Каменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью:

· Общешкольного плана

· Классно-урочной организации

· Учеба с 6 лет

· Проверки знаний

· Запрет пропускать уроки

· Учебники для каждых классов

Каменский разработал единую школьную систему:

- Материнская школа: воспитание в семье под руководством матери до 6 лет.

- Школа родного языка: дети от 6 до 12 лет изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, чтение священного писания.

В крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Каменский вводил наряду с традиционными “семью свободными искусствами” естествознания, историю, географию.

- Академия-высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Этой системой, описанную уже в “Чешской дидактике” Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Лев Николаевич Толстой

(1882 – 1910)

Внес тему: О свободном само улучшении личности.

Задача педагогической науки, по его мнению, должна составить в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.

Фундаментальные работы в области образования:

- “Азбука”

- “ Новая Азбука”

- “ Четыре книги для чтения”

- “ О народном образовании”

Создал Яснополянскую школу, где дети сами выбирали предмет и сколько времени нужно им для обучения этому предмету. Форма занятий строились на свободной форме беседы ученика и учителя. Расписаний занятий не было, ежедневно посещать школу было не обязательно.

В Яснополянской школе, обучались крестьянские дети.

Тема «Понятие содержание образования. Цели,виды образования. Система образования в РБ»

Образование происходит от слова "образ" в буквальном обозначении образовании образа.Под образованием понимается формирование образа личности.

В педагогике сформировались две теории образования:

1.Формальная

2.Материальная

1)Формальное образование-развитие умственных способностей и познавательный интерес учащихся их внимание,память и мышление.Источник знаний-разум.

Основные недостатки:одностороннее использование знаний в подборе учебного материала,недооценка их ценностного значения.

2)Материальное образование

Цель:передача учащихся большего объёма знаний из разных областей науки,необходимых в жизни.

Энциклопедизм-источник знаний, опыт.

Основные недостатки:перегруженность учащихся информацией,слабая связь между курсами.

Выделяется 3 аспекта понятие образование:

Образование как система.

Образование-это сложная система включающая разные элементы и связи между ними,характеризуется целью содержанием структурированными учебными программами и планами.

Образование как процесс.

Образование как процесс передача опытом не прекращается никогда вида изменений по целям,содержанию,формам.

Образование как результат.

Образование это результат процесса обучения,овладение человеком системой,определяющих знаний,умений и навыков.

Результатом образования является образованность.

Структура системы образования в РБ

1.Дошкольное воспитание(детский сад)

2.Общее среднее образование(начальная школа),основная школа(базовая,средняя)

3.Внешкольное обучение(воспитание)

4.Проффесионально-техническое образование(ПТУ)

5.Среднее специальное образование(колледж)

6.Среднее высшее образование(ВУЗ)

7.Подкотовка научных и педагогических кадров (аспирантура)

8.Повышение квалификации(переподготовка кадров)

Наши рекомендации