Развитие формирование воспитание и социализация личности

Одной из сложных ключевых проблем педагогической теории и практики является не только проблема личности, но и проблема ее развития, формирования, воспитания и социализации.

В отечественной и зарубежной педагогике существуют различия в понимании сущности развития личности.

Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который видит в развитии неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, движение от высшего к низшему, рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс т.е количественно качественные изменение личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Социализация планомерного создания обществом и государством условий для развития человека; самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный, или антисоциальный вектор.

Сущность Социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Объективно содержание Социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, стали субъектами экономической жизни, создали семью, были законопослушными гражданами и т.д. Т.о человек рассматривается в первую очередь как объект Социализации.

Однако человек становится полноценным членом общества, будучи объектом Социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Это субъективный процесс, ибо на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи : естественно-культурные; социально-культурные; социально-психологические, для решения которых он более или менее сознательно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е проявляет свою субъективность. Задачи, не решенные на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, а также проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые другими воспринимаются как немотивированные.

Человек сознательно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения своих целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е активно проявлять свою субъективность в процессе Социализации. Человек в той или иной мере является жертвой Социализации. При успешной Социализации человек адаптируется к обществу и в тоже время способен противостоять его негативным воздействиям. Жертвой Социализации можно рассматривать человека, полностью идентифицирующего себя с обществом, а также человека, не адаптированного к обществу. Из этого следует, что процесс и результат Социализации содержат в себе внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нем. Этот конфликт в каждом конкретном случае связан как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества, социокультурных слоев, семей и воспитательных организации. Кроме того, целые группы людей становятся жертвами неблагоприятных условий Социализации.

Социализация человека происходит во взаимодействии с другими людьми, группами, средами. Все факторы влияющие на Социализацию, можно определить в четыре группы : мегафакторы – космос, планета, мир; макрофакторы- страна, этнос, общество; мезофакторы- условия Социализации больших групп, выделяемых по месту или типу поселения(регион село город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио телевиденье), по принадлежности той или иной субкультуре (семья группы сверстников религиозные организации…). Микрофакторы влияют на человека через Социализацию, т.е через лиц близкого социального окружения.

Социализация осуществляется с помощью универсальных средств и механизмов воспитания. Существуют различные подходы к классификации механизмов Социализации. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов характерных для семьи, друзей и тд., в том числе и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм Социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человека опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный механизм Социализации действует в рамках субкультуры. Межличностный механизм Социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимым для него лицом (родители друзья …). Действие всех механизмов Социализации в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и тд. Т.е.,человек формируется и изменяется в результате переживания, осознания им той реальности, в которой он живет, самого места в ней и самого себя.

Результат Социализации – социализированность. А.С. Волович выявил разные точки зрения на содержание этого понятия. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом», с другой точки зрения – усвоение личностных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную Социализацию : способность к изменению своих ценностных ориентаций, уметь находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Социализированность имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие «ресоциализация»- изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями.

Задача педагогики – учитывая тенденции Социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.

Биологическое развитие связано с изменениями:

- морфологическими (роста веса объема);

- биохимическими (состав крови костей мышц);

- физиологическими (пищеварение кровообращения половое развитие и созревание).

Социальное развитие связано с изменениями:

- психологически (совершенствование памяти мышления воли характера);

- духовными (нравственным становлением изменения сознания);

- интеллектуальными (углублением и расширением знаний интеллектуальным ростом).

Влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек – это организм. По наследству передаются не качества личности, а задатки. Задатки – природная расположенность к той или иной деятельности.

Широта, глубина развития каждой личности, при одинаковых условиях обучения и воспитания, зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности. (Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия ).

Теории развития личности.

Ø Психоаналитическая(З Фрейд и его последователи);

Ø Теория научения(бихевиоризм) (Б.Скиннер и др.);

Ø Гуманистические(К.Роджерс, А.Маслоу и др.);

Ø Антропософия (Р.Штайнер);

Ø Когнитивная (Ж.Пиаже и др.);

Ø Интеракционистекш (Дж.Мид, Э.Берн и др.);

Ø Теологические (Ж.Маритен и др.);

Ø Деятельностная (А.А.Ухтомский, Л.С. Выготский и др.) и др.

Отечественная наука стоит на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности.

Факторы, влияющие на формирование личности. Фактор (от латинского factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком либо процессе, явление.

Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство,) влияют на социализацию всех жителей планеты или больших групп людей;

Мезофакторы (от гр. Mesos- средний, промежуток)- группы людей, выделяемые по национальному признаку, по месту типу населения(регион село город), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникаций.

Микрофакторы (семья сверстники профессиональные и общественные организации) оказывают непосредственное влияние на конкретных людей.

Т.о., развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Движущие силы развития личности:

1. Противоречия между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

2. Противоречия между возросшими физическими и духовными, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности.

3. Противоречия между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и уровнем развития личности.

Часто отождествляют понятие развитие и формирование, но это неверно.

Формирование – это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Отношение социального и биологического в формировании личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, разных ситуациях и видах общения с другими людьми. ( так смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание. Другого человека побуждает смелость идти навстречу трудностям, хотя об этом никто, кроме него не знает.

Под самореализацией подразумевают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление к ней. Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время, данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия со средой.

Развитие формирование воспитание и социализация личности - student2.ru Развитие формирование воспитание и социализация личности - student2.ru Социализация

Сознательно контролируемая Стихийная

(осуществляется в процессе воспитания)

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.

Классный руководитель ведет следующую документацию:

- классный журнал

- план воспитательной работы

- личные дела учащихся

- дневники учащихся

- папки с разработкой внеклассных мероприятий

- акты обследования жилищных условий

- социальный паспорт класса

- мониторинг воспитательного процесса в классе

- материалы работы с родителями.

Циклограмма классного руководителя.

Ежедневно :

1.работа с опаздывающими и причины отсутствия на уроках

2.организация питания учащихся

3.организация дежурства в классном кабинете

4.индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно :

1. Проверка дневников учащихся

2. Проведение мероприятий в классе

3. Работа с родителями

4. Работа с учителями предметниками

5. Встреча со школьным врачом или медсестрой о болезни учащихся.

Один раз в четверть:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти

2. Участие в методическом объединении классных руководителей

3. Анализ воспитательного плана за четверть

4. Проведение родительских собраний

Один раз в год :

1. Проведение открытого мероприятия

2. Оформление личных дел учащихся

3. Анализ и составление плана работы класса

4. Предоставление статистики данных о классе(1 сентября)

Классный руководитель: права, обязанности, содержание деятельности.

Классный руководитель это педагог профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

• классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

• в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, в которых обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных

объединений (8-15 человек) и замена в них классных руководителей воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная как для младших, так и для старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов (см. гл. 22).

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели.

Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные . проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

• получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

• контролировать успеваемость каждого ученика;

• контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

Наши рекомендации