Вопрос 6. Социальная адаптация и социализация личности: виды, механизм, характеристика уровней адаптации. Влияние среды. Средовая адаптация детей разного возраста

Вопрос 9.Социально-педагогическая коррекция: сущность, направления, методы. Изучение среды жизнедеятельности ребенка и ее социально-педагогическая коррекция.

Одним из направлений социально-педагогической деятельности является коррекция.

Коррекция – исправление недостатков.Виды коррекции: коррекция дефектов, педагогическая, социально – педагогическая, психологическая, психосоциальная коррекция.

Коррекция дефектов – система медико – социальных мер, направленных на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка.

Педагогическая коррекция – комплекс учебно–воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.

Психологическая коррекция – направление реабилитационной, коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонения в развитии личности.

Психосоциальная коррекция - комплекс мер, направленных на преодоление тех психологических, педагогических и социальных отклонений у человека, которые отражаются на его социальном статусе и возможностях самореализации в среде жизнедеятельности.

Социально – педагогическая коррекция – деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам.

Функции социальной коррекции (по А.И. Кочетову):

· Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

· Компенсаторная – формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;

· Стимулирующая – активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;

· Исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включающие в группу поддержки).

Коррекционная деятельность социального педагога.

Коррекционная деятельность социального педагога включает в себя следующие этапы:

1. Выявление детей, нуждающихся в коррекции;

2. Составление коррекционной программы в зависимости от проблемы, недостатка ребенка;

3. Реализация коррекционной программы.

При проведении коррекционной работы социальной педагог взаимодействует не только с самим ребенком, а также с семьей, родителями, педагогами. Только при взаимодействии этих институтов можно достичь желаемого результата.

Для проведения коррекционной работы социальному педагогу необходимо наладить отношения с подопечным, которые разворачиваются поэтапно:

· Расположение к общению;

· Поиск общего интереса;

· Выяснение предполагаемых положительных качеств;

· Выяснение предполагаемых отрицательных качеств;

· Адаптивное поведение партнеров;

· Установление оптимальных отношений.

Вопрос 12.Детство как социально-правовой феномен современного российского общества. Законы, нормативные акты в области защиты прав детей. Государственная соц. политика защиты детей в России. Пути и направления реализации Конвенции «О правах ребенка». Соц. политика в области охраны материнства и детства в РФ.

ДЕТСТВО – социально-биологический феномен, период жизни чел-ка от рождения до 18 лет, когда начинается и продолжается развитие и формирование важнейших функций организма, в процессе которого происходит процесс социализации, формирование личности (активное усвоение ЗУН, норм и ценностей, соц.опыта и ролей).

Детство в современной России как социальный феномен и его структура. По данным официальн. статистики, в РФ 38,8млн. детей (26,2% общей численности населения). Различают 3возрастные группы детства: младенческий возраст (от 0 до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7); школьный (от 7до 17 лет). Особо выделяется подростковый (12-15). Эта градация отражала раньше реальное соц. положение детей в обществе и в семье, возрастные черты поведения, мышления, сознания реб-ка, психологич-е и биологич-е особенности социализации. Сегодня соц.структура детства качественно изменилась. Изменились материальные возможности семей,особенно многодетных. Появилось социальное сиротство – сироты при живых родителях,их около 60000 (2003г.). Детей-беспризорников около 2 млн.

ПРАВА РЕБЕНКА – права и свободы, которыми должен обладать каждый реб-к вне зависимости от расы, пола, языка, места рожд-я, национ-го или соц-го происхожд-я, имущественного, сословного положения и др. Определение прав реб-ка в Всеобщей декларации прав чел-ка: «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь».

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье. Задача взрослых – помочь подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать условия для нормального физического и интеллектуального развития. Права ребенка выделены в особую категорию. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Основным принципом защиты прав детей в ней является признание приоритета их интересов. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с принципами конвенции ребенок имеет право:

1. На жизнь и здоровое развитие.

2. На сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. На свободу личности, мысли, совести и религии. Свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. На защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного, грубого обращения со стороны родителей, законных опекунов, другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения: на особую защиту и помощь, предоставляемые госуд-вом.

6. На уровень жизни, необходимый для его физич-го, умственного, духовного, нравственного и соц-го развития. Неполноценный в умств. или физ. отношении реб-к должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют уверенности в себе, облегчают участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. На образ-е, кот.д.б. направлено на развитие личности, талантов, умств-х и физ. способностей в полном объеме.

9.Пользоваться родным языком, исповедовать религию родителей, даже если они в гос-ве мало распространены.

10. На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. На защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физич-му, умств-му, духовному, моральному и соц. развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или др. жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство обращениям или наказаниям; не был лишен свободы незаконно или произвольно; каждый лишенный свободы реб-к имел право на незамедлительный доступ к правовой и др. помощи.

14. Государства обязуются бороться с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Гос-ва обязуются уважать и соблюдать нормы междунар-го гуманитарного права в отнош. детей, попавших в зону вооруж-го конфликта. Делают все, чтобы лица <15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая реб-ка самостоятельным субъектом права, К-я ставит перед гос-ми задачу подготовки его к самостоят-й жизни в обществе, воспит-я его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала принципы, К-я установила минимальные нормы в области морали и права. Они обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими К-ю. К-я- первый междунар-й докум-т, в котором наиболее полно изложены права детей: не только экономические, соц. и культурные, но гражданские, политические. ВК-и впервые права детей приобрели силу международного права.

Сегодня в РФ права детей регулируются следующими основными законами: Конституция РФ, Семейный кодекс, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Закон о дополнительных гарантиях соц защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), их цель – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Н-р, «Дети России», включает в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии дет.питания», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие соц. обслуживания семьи и детей», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Вопрос 18.Методы обучения. Понятие, характеристика методов организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. Выбор методов как педагогическая проблема.

Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре методов обучения выделяют приемы. Прием – элемент метода, его составная часть.

Классификация методов. Наиболее распространена в дидактике классификация методов обучения, предложенная Бабанским. В ней выделяют 3 группы методов:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

- по источнику передачи и восприятия учебной информации:

Словесные (рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного систематизированного, доходчивого преподавания знаний.Беседа – побуждение учащихся с помощью вопросов к актуализации уже известных им знаний и достижение новых знаний путем самостоятельных выводов.Лекция – устное изложение учителем материала, значительного по объему, в течение продолжительного времени.)

Наглядные:Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями и процессами в их натуральном виде.Иллюстрация – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью материалов.

Практические:Упражнение – планомерно организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышение их качества.Лабораторная работа – самостоятельное проведение эксперимента, исследования.Практическая работа отличается от лабораторных тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению задач.

- по степени самостоятельности решений:

Репродуктивные– воспроизведение действий по применению знаний на практике.

Проблемно-поисковые – проблемное изложение изучаемого материала

- по логике передачи и восприятия информации:

Индуктивные

Дедуктивные.

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы стимулирования интереса к учению:

Познавательные игры – специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Учебные дискуссии – обсуждение какого-либо вопроса.

Создание ситуации занимательности.

Создание ситуации успеха, реализация воспитательного потенциала ситуаций неуспеха, эмоциональных переживаний.

- Методы симулирования долга и ответственности.

Формирование убеждений в социальной и личностной значимости учения.

Предъявление требований.

Упражнения в выполнении требований.

Поощрение, наказания.

3. методы контроля и самоконтроля.Методы контроля –способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

- методы устного контроля и самоконтроля:

Индивидуальный опрос.

Фронтальный опрос (требует серии логически связанных м/у собой вопросов по небольшому объему материала)

Устный зачет.

Устный самоконтроль.

Программированный контроль.

- методы письменного контроля и самоконтроля:

Контрольные письменные работы.

Письменные зачеты.

Письменные экзамены.

Программные письменные работы (на каждый вопрос предполагает 4 варианта ответа, один из них верный)

Письменный самоконтроль (учащиеся сами проверяют свои работы, находят ошибки, стимулируют)

- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

Контрольно-лабораторные работы (проведение опытов, выполнение практических заданий с использованием ранее полученных знаний).

Машинный контроль – различные виды программированного контроля.

Ю.К.Бабанский, выдвигал принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить их того, что каждый метод ориентирован на решение определенного вида педагогических задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки каждого метода обучения, знание его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Вопр. 24. Готовность дошкольника к обучению в школе (интеллектуальная, эмоциональная, социальная). Социально-педагогические, психологические и физиологические критерии готовности личности ребенка к школьному обучению. Понятие «зона ближайшего развития» и ее роль в освоении учебной программы.

Готовность к обучению в школе – достижение ребенком такого уровня общего развития, который обеспечит успешность обучения в школе и адаптацию к новым условиям и обязанностям.

Психологическая готовность реб-ка к школьному обучению - один из важнейших итогов психич-го развития в дошкольном возрасте. Заключается в том, что у реб-ка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику. Характеризует уровень психологич. развития реб-ка и состоит из личностной, интеллектуальной,волевой, социальной готовности, готовности в области сенсомоторной сферы.

Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Это дифференцированное восприятие (зрелость восприятия): выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление (способность постижения основных связей м/уявлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.

Интеллект-я готовность связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач «на установление связей между предметами и явлениями» с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Т.е., на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма. Дети становятся способны к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деят-ти и закрепляющемся в слове.

Ребенок ставит перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Прибегает к экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для это используют способы, которые перенимаются у взрослых. Возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.

Развивается память. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. К 6-7 годам происходит значительное развитие произвольных форм запоминания и припоминания.

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Эмоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость - потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В психологич. готовности ребенка к школе важен мотивационный план. Выделены 2 группы мотивов учения:

1. Широкие соц. мотивы учения, связанные «с потребностями ребенка в общении с др. людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями занять определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью - «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению рубеже дошкольного и младшего школьного возраста нового отношения к окружающей среде - «внутренней позиции школьника», которая позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика.

Зона ближайшего развития (ЗБР) — понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психич. развития вслед за обучением. Определяется содержанием таких задач, которые реб-к может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деят-ти способен к самостоятельному решению аналогичных задач.

Реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его ЗБР. Обучение, создавая ЗБР, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. ЗБР - это расхождения между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого реб-к может достичь, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много др. функций, лежащих в ЗБР. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития реб-ка и позволяет дать прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения, как для массы детей, так и для отдельного реб-ка.

Вопрос 28. Семья как социальный институт. Типы и виды семьи. Кризис современной семьи в России и за рубежом: причины, методы социально-политической и социально-педагогической поддержки современной семьи. Социальная политика в России по защите семей.

В жизни каждого семья занимает особое место. В семье ребенок с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро, зло, все, чем характерна его семья.

Семья - малая ячейка общества, социальная ячейка. От ее состояния зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит уровень духовной культуры общества.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. Разрушительные последствия проводимых реформ очень болезненно сказались на семье. Экономический кризис усугубил ее положение. Увеличилась смертность, сократилось количество браков и рождаемость. В России согласно статистическим данным с 1992г. наблюдается сокращение населения.

Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию, психологические конфликты. Часть населения на грани нищеты. Чаще всего это многодетные семьи. Каждый третий ребенок воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Усилилась криминальная обстановка. Увеличение числа разводов, низкий уровень рождаемости, рост числа абортов, сексуализация массовой культуры - это характеризует современную семью.

В период доиндустриальной экономики семья, обеспечивая себя материально, была крепкой социальной и духовной основой общества. Это разрушила индустриализация. В современной России от семьи ушли функции заготовки продуктов питания, транспортировки грузов, воспитания детей, уход за пожилыми людьми.

Гос.система воспитания также подрывала семью. Гос.пенсии освободили семью от заботы о стариках. Гос. помощь матерям-одиночкам поощряла появление детей вне брака. Пособия на реб-ка урезали роль отца как кормильца, приводили к дисбалансу в семейных отношениях.

Еще в 1924 г. педагог, психолог, социолог Питирим Александрович Сорокин выделил три функции семьи:

- воспитательно-педагогическую;

- социально-физиологическую;

- экономическую;

В современной семье, считал он, эти функции разрушаются.

Во-первых, ребёнок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестаёт быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, даёт права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Кризис современной семьи Сорокин видел в следующем:

-Кризис союза супругов, разрыв супругов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Упали религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

-Появляются законы о детях, их правах, об обязанности родителей относительно детей. Это значит - государство вмешивается в воспитание детей в семье.

-Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, постепенному вымиранию европейских народов, цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще. Развал семьи неизбежно повлечет развал всей общественной жизни.

В 1992г. правительство РФ приняло постановление «О первоочередных мерах по созданию гос.системы соц. помощи семье», включающее экономическую, правовую, медицинскую, психологич. и пед.помощь. Новая соц.политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на реб-ка, создании новых учреждений соц.обслуживания, которые ориентированы на семью и детей (оказывают помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где проводят отдых всей семьей). Местные органы создают различ. центры. В центре психолого-пед-й помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологич. обстановку, осуществляют псих.и пед. просвещение семьи.

Работу с семьей соц.п-г начинает с ее изучения. Чаще всего сталкивается соц.п-г с неблагополучными семьями, где реб-к живет в постоянных ссорах родителей, где род-ли пьяницы или наркоманы, хронические больные или инвалиды, безработные. Требуется повседневная защита реб-ка соц.п-гом, когда в семье нет отца (матери) и реб-к воспитывается у бабушки, когда во время запоев и загулов реб-к остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Соц.педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей. В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Первоочередная задача соц.п-га в работе с семьей – разрешение кризисных ситуаций, их предупреждение и нейтрализация. Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса, для этого нужно проанализировать проблемы, проконсультироваться со специалистами и определить пути выхода из кризиса.

Типы одаренности.

Художественная одаренностьподдерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях. Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная одаренность.Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам.

Социальная одаренность- способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

В. 33.Совр. система образ-я в РФ. Соц-но-культурные функции и проблемы обр-я как соц. института. Гос.соц. политика в обр-и. Типы и виды совр. школы в РФ. Инновационные школы. Школа как соц.-пед. комплекс.

Система образования- совокупность взаимодействующих программ и госуд-х образ-х стандартов разл. уровня и направленности, сети реализующих их образ-х организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управл обр-м и подведомственных им организац. Гос-е обр-е стандарты(ГОС) устанавливают содержание федеральн и национально-региональн компонентов обр-я. Федер. компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных обр-х программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников школ, расположенных в разных регионах.С учетом потребностей и возможностей личности обр-е усваивается в условиях образ.Орг-ций.-вочной,очно-заочной (вечерней), заочной формах; индивидуально - в форме семейного обр-я, самообр-я, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний единомуГОСу.

Образ-яорг-цияпризвана реализовывать обр-й процесс (обучен и воспит-я). Оно может быть государственным, муниципальным и негосуд-м (частным, общественных и религиозных организаций). Закон «Об образовании» определяет понятие «образ-я программа» как «содержание обр-я определенных уровня и направленности». Программы подразделяются на: общеобраз-е (основные и дополнит-е) и профессиональные (основные и дополнит-е).

Ступени системы народного обр-я: 1) дошкольное обр-е для детей до 7л, 2) нач. школа для детей 7-11л, 3) неполная общая школа для подростков 12-15 л, 4) полная общая или профессион. школа для молодежи 16-20 лет, 5) специальные профессион-е и высшие учебные заведения,6) учреждения для повышения квалифик и переподготовки специалистов.

Состояние обр-я в соврем мире сложно и противоречиво. С одной стороны, оно стало одной из важных сфер чел-кой деят-ти; достижения в этой области легли в основу соц-х и научно-технологич преобразований. С др., расширение сферы обр-я и изменение его статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе обр-я. Идет процесс поисков путей преодоления кризиса обр-я, происходят радикальные изменения и формирование новой обр-ной системы. В качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практич применения. Развитие концепции непрерывного обр-я: новый тип экономич-го развития вызывает необходимость несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать квалификацию. Функции образ-я выполняют самые различные соц. институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образ-е функции берут на себяпредприятия, которые имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.Смена приоритетов: от гос.заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер обр-я, позволяющий учитывать возможности каждого чел-ка и способствовать его самореализации и развитию.Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.

Типы школ (варианты общего среднего образования):

Традиционная- ориентирована на передачу готовых знаний. Каждому предмету отводится строгое кол-во часов.

Инновационная- детей обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике.

Школа – социально–педагогический комплекс.В 80-х гг. XX в. практика взаимодействия школы, семьи и трудовых коллективов воплотилась в создании социально-педагогических комплексов (СПК). Современный СПК- объединение школы с к-либо со­ц.объектами - производственными, учебными за­ведениями, дошкольными учрежд-ми, учрежд-ми до­полнительного обр-я для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.Модели СПК: Модель «Школа-координатор воспитательной деят-ти соц.институтов.Осуществляется в условиях микрорайона го­рода, в центре посёлка, села, особенностью которых является большое количество учреждений, которые могут реализовать воспит-ю функцию по отношению к детям. Это учреж­дения дополнит.обр-я, театры,музеи, библиотеки, служ­ба быта, др. Школа-комплекс объединяет вос­пит-е усилия, координирует влияния, осуществляе­мые различными воспитательными субъектами, и является методическим центром. Модель «Содружество школы и производства»Необходимо близкое соседство с крупными предприятиями (завод, колхоз, воинская часть).Это система двусторонних организованных свя­зей, где влияния на детей школы, се­мьи и коллектива предприятия взаимосвязаны.Функции:

Образоват-но-воспит-яобеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деят-ть детей и взрослых;

Диагностическая изучает личностные особенности и соц-но-бытовые условия жизни детей, семьи, соц. окружения, выявляет позитивные и негат. влияния и проблемы, рекомендует пути решения проблем;

Организационно-коммуникативная способствует включению специалистов разл. учреждений, привлекает их к оказанию различных видов помощи семье, конкретному ребёнку.

Прогностическая и экспертная участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса соц. развития конкретного микросоциума.

Предупредительно-профилактическая– предусматривает предупреждение негативных явлений, организует оказание соц.-терапевтической, соц.-бытовой, юридической, медиц. и др. помощи;

Досуговая выявляет интересы и потребности семей в различных видах деятельности: спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, развлекательной и др.;

Социально-медицинская способствует овладению основами культуры питания, здорового образа жизни;
Психологическая– обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, влияет на воспитанников и родителей, на ситуацию в микросоциуме, групповое общение;

Методическаясоздание нов.методов восп-я, разработка нов.методик диагностики,психо -профилактики,-коррекции;

Профориентационнаяспособствующая дальнейшему самоопределению обучающихся.

Принципы:межведомственности, предполагает интеграцию специалистов, вооружённых разл научными знаниями, позволяющими составить объективную, всестороннюю и полную характер-ку нравственного, соц. и физ. здоровья семей и детей; добровольностии личной значимости участия всех субъектов деят-ти, осознания цели своего участия в тех или иных совместных делах и меры ответственности за себя и за других;вариативности, предусматривает учёт интересов и потребностей всех участников.

Вопрос 42.Содержание и сущность социальной защиты детства. Социально-педагогические идеи в трудах отечественных педагогов разных времен. Социальная защита детства в истории России.

Проблема защиты прав детей, забота об их жизни, развитии, образовании и воспитании является одной из актуальных задач общества. Об этом свидетельствует ряд международных документов: «Декларация прав ребенка», «Международный пакт об экономических, соц-х и культурных правах», «Конвенция о правах ребенка».

Развитие идеи и становление социально-педагогической науки в России шло в органичном общемировом, педагогическом контексте, обладая при этом несомненными особенностями. Вопросы соц. воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось особенностями социокультурного развития России: свойствами национального характера, формируемого патриархально-православным, общинным образом жизнедеятельности; своеобразием отечественной культурной (философской) традиции, ориентированной на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного; многовековым опытом воспитания, отражавшимся в педагогических традициях, которые были направлены на подготовку молодого поколения к жизни в общине, а также- традициями призрения и благотворительности; многочисленными попытками отечественных педагогов решить проблему взаимоотношений личности и общества в воспитании: социально-педагогические проекты И.И. Бецкого; идея взаимоответственности общества и педагогического дела у Н.И. Пирогова; обращение к проблеме взаимосвязи педагогики с социокультурным фоном у К.Д. Ушинского; требование социо-культуросообразности школы во взглядах Л.Н. Толстого и т.д.

Особую актуальность социально-педагогические подходы обретают в России со второй половины XIX - начала XX вв., что соответствовало общемировой тенденции становления социальной педагогики как области самостоятельного научного знания. И отсутствие термина "соц. педагогика" в широком общепедагогическом употреблении в России не мешает определению основных особенностей отечественного оригинального опыта решения проблемы сознательного взаимодействия в воспитании всех сил общественной жизни. Это нашло свое отражение в обосновании идеи общественного воспитания П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеровым, В.И. Чарнолусским; во взглядах Е.Н. Медынского на внешкольное образование; в разработке методических вопросов призрения и попечительства у В.И. Герье, К.В. Рукавишникова; в социально-педагогич

Наши рекомендации