Практики по получению профессиональных умений и опыта

ДНЕВНИК

ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Студента (ки) ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Курс ______________ Группа _________________________________________________

Факультет ___________________________________________________________________

Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование

Направленность (профиль) подготовки: __________________________________

Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр

Форма обучения – заочная

Руководитель практики:

_________________________

Оценка__________________

Подпись_________________

Дата_____________________

ИРКУТСК - 2016

  1. Пояснительная записка

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих бакалавров по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование» и представляет собой особую форму интеграции процесса обучения и будущей практической деятельности.

2. Целями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:

1. Формирование общепрофессиональных, профессиональных компетенций студентов

2. Обеспечение студентов формами, методиками и технологиями взаимодействия с участниками образовательного процесса в условиях современной образовательной организации

3. Приобретение студентами практических навыков, умений и опыта самостоятельной профессиональной деятельности

3. Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:

1. Развитие у студентов способностей осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

2. Приобретение студентами навыков готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования

3. Овладение студентами основами профессиональной этики и речевой культуры

4. Совершенствование готовности студента к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

5. Обогащение способностей студентов решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

6. Осуществление студентами педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся

7. Обогащение опыта взаимодействия студентов с участниками образовательного процесса

8. Становление способности студентов организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, профессиональные компетенции:

ОПК-2:способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

ОПК-4:готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;

ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры;

ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;

ПК-3:способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

ПК-5:способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

ПК-6:готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;

ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.

Порядок защиты основных результатов, полученных в период практики

После окончания практики студенты в установленные сроки сдают отчетную документацию руководителю практики.

Руководители принимают защиту практики у студентов в форме дифференцированного зачета, проставляет оценки в ведомость, и оформляют отчет о результатах практики, который хранится на кафедре.

СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ

Сведения о классе

Школа: ______________________________________________________________________

Директор образовательной организации (школы):__________________________________

____________________________________________________________________________

Заместитель директора по УВР:_________________________________________________

Заместитель директора по ВР:___________________________________________________

Класс: _______________________________________________________________________

Классный руководитель:________________________________________________________

Количество детей в классе:______________________________________________________

Возраст обучающихся:__________________________________________________________

Совет класса (самоуправление): ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поручения в классе:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательные цели взаимодействия классного руководителя с классом

на 20___/20____ учебный год

(воспитание, обучение, развитие, социализация)

Воспитательные цели:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучающие цели:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие цели:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели социализации:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.2. Самоанализ деятельности студента в дни посещения образовательной организации

1 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20 __год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
       

2 ДЕНЬ педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
     

3 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
       

4 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
     

5 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
     

6 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
     

7 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
     

8 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
     

9 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
       

10 день педагогической практики

число ____ месяц: ________ 20____ год

Деятельность студента Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? Выводы
       

11. 3 Поощрения и награды студента и классного коллектива

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.4. Индивидуальные педагогические находки студента

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая анкета

1. Уровень реализации поставленных целей и задач практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (подчеркнуть):

базовый, продвинутый

2. Какими знаниями и умениями овладели (указать, в рамках какой компетенции)

3. Мои задачи на практике:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Пути выполнения задач:

- взаимодействие с активом класса (какие формы работы использовали?) Например, мастер-класс, мозговой штурм, пресс-конференция, турнир, перекрестная дискуссия, круглый стол, ролевая игра и т.п.)

- участие в общественно-полезных делах класса (каких?)

- выполнение дополнительной работы в период практики, не указанной в форме отчета?

- применение индивидуальной работы с учениками подчеркнуть:

разговор, беседа, дискуссия

- реализация современных форм, методов и технологий взаимодействия с обучающимися, педагогами, родителями, общественными организациями, социальными партнёрами.

4. Какие диагностические методики использовались в период прохождения практики, их автор.

1. Итоговая рефлексия:

Сформулируйте свои результаты в трех предложениях, начинающихся со слов:

« Я понял ___________________________________________________________________»;

« Я смог____________________________________________________________;

«Я буду____________________________________________________________»

2. Что Вы ожидали от участия в практической деятельности?

Укажите свои реально достигнутые результаты:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С какими трудностями Вы столкнулись в период практики? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1

Разработчик приложения 1: Никитина Е.А.,

к.п.н., доцент кафедры педагогики

Рекомендации для составления характеристики класса

Характеристика класса составляется на основании наблюдений, результатов диагностических срезов, изучения документации учебной и внеучебной деятельности, бесед с преподавателями, родителями и т.д.

В характеристике следует отразить следующее:

1. Общие сведения о коллективе (укажите количество обучающихся, гендерный состав, возрастной состав, успеваемость (количество отличников, неуспевающих), на основе проведенных тестов определите и опишите познавательный уровень, общее развитие обучающихся (УУД).

2. Отразите состояние дисциплины, дайте краткую характеристику коллектива – дружный, трудолюбивый, наличие или отсутствие обособленных групп, особенности взаимоотношений между обучающимися, общие увлечения класса, музыкальность/спортивность, участие обучающихся в общешкольных мероприятиях;

3. Дайте краткую характеристику лидеров класса, укажите: входят ли они в официальный актив, количество и краткая характеристика обучающихся требующих особого внимания и т.д.

Приложение 2

Разработчик приложения 4: Шишарина Н.В.,

к.п.н., доцент кафедры педагогики

Приложение 3

Разработчик приложения 2: Калинина Н.В.,

к.п.н., доцент кафедры педагогики

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Пакет психодиагностических методик/под ред.

В.Г. Асеева. – Иркутск: ИГПИ, 1991

Цель: изучить деятельность классного коллектива по четырем показателям: направленность деятельности класса, организованность класса, психологическое единство класса, психологический климат класса.

Ход работы:педагогу предлагается оценить свой классный коллектив по четырем шкалам. Каждая шкала содержит показатели позитивной и негативной активности. Показателям позитивной активности соответствуют оценки «4–5» балла; показателям негативной активности – «1–2» балла. Оценка «3» является средним баллом. Каждый показатель оценивается в баллах, которые заносятся в протокол.

Первая шкала. Направленность деятельности класса

Показатели позитивной активности Оценки (в баллах) Показатели негативной активности
Класс активен, полон творческой энергии.           Класс инертен, пассивен.
Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба и т.п.).           Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.п.
Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной чистоты и морали.           Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую вразрез с общечеловеческими ценностями и моралью.
Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу.           Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой.
В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели.           Класс отличают общественно вредные, асоциальные цели.
Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей.           Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива.
Класс объединяет одна общая цель деятельности.           В классе объединились люди, у которых разные, несовпадающие цели.
Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива.           В общественно полезном труде, учебе и т.д. класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых интересов.
Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса.           Каждый в классе увлекается лишь тем, что представляет интерес только для него.
В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.           Самые популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя.
Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом.           У школьников класса нет стремления общаться друг с другом.
Класс стремиться общаться и сотрудничать с другими классами.           У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов.
В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других.           В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество.
В классе велико желание трудиться коллективно.           В классе нет стремления к коллективному труду.
Класс отличают устойчивые интересы.           Класс отличает быстрая смена интересов.
Класс постоянно реализует свои интересы на деле.           Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремиться осуществить это на деле.
Актив класса ведет его на общественно полезные дела.           Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела.
Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся.           Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением.
В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.           Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».
Класс стремиться проверить на «командных» должностях многих учащихся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться.           Лидеры в классе протестуют против выдвижения кого-либо на свое место.
Актив класса избирается по деловым качествам.           В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь своими симпатиями и антипатиями.

Вторая шкала. Организованность класса.

Показатели позитивной активности Оценка (в баллах) Показатели негативной активности
В классе есть реальные и действенные формы управления.           В классе нет реально действующих органов самоуправления.
В классе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи.           Необходимость взаимопомощи в классе вызывает противодействие и даже конфликты.
Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.           Класс не может самостоятельно решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы по принципу «кого-нибудь, только не меня».
Учащиеся класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу в целом.           Большинство учащихся класса ориентируются на себя и делают то, что удобно и выгодно им.
Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются.           Ошибки приводят к полному непониманию между учащимися класса. К конфликтным ситуациям.
Трудные условия, ситуации опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс.           В трудных условиях происходит рассогласование класса вплоть до полного распада коллектива.
Неудача в достижении цели приводит к еще большему единству и сплочению класса.           Неудача в достижении общей цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели.
Класс постоянен и устойчив, поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими классами.           Класс стремится изолироваться от других школьных структур, противодействует контактам с ними.
Класс тесно связан с другими школьными объединениями, охотно включается в их общую деятельность, активно поддерживает их.           Класс изолирует себя от других школьных объединений, сопротивляется включению в общую деятельность.
Класс доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им адаптироваться.           Класс враждебно относится к «новеньким», противодействует вхождению их в новую для них среду.
Класс легко, свободно, быстро согласует свои действия.           Класс не способен к согласованию своих действий.
Класс представляет устойчивое, единое целое.           Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
Учащиеся активно стремятся сохранить класс как единое целое. Класс настойчиво противодействует попыткам расформирования.           Учащиеся класса относятся безразлично к его сохранению.
Класс способен находить наилучшие варианты сотрудничества в различных ситуациях и видах деятельности.           Класс не способен конструктивно сотрудничать во всех ситуациях и видах деятельности.
Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями.           Класс не имеет хороших, способных организаторов.

Третья шкала. Психологическое единство класса.

Показатели позитивной активности Оценки (в баллах) Показатели негативной активности
Класс имеет четкое, единое суждение о возможностях своих организаторов.           Класс не имеет единого суждения о возможностях своих организаторов.
Все члены класса прислушиваются к мнению своих товарищей.           Школьники класса не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения противоречивы.
Учащиеся хорошо осведомлены обо всем, что касается класса.           В классе не знают о его задачах, внутригрупповых отношениях, его месте среди других классов школы.
Школьники класса легко находят общий язык и взаимопонимание при решении классных задач.           В классе нет должного взаимопонимания при решении общих задач.
При обсуждении актуальных вопросов, касающихся класса и поведения отдельных его членов, класс активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.           Класс не способен прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как класса в целом, так и отдельных его членов.
В меняющихся жизненных ситуациях класс быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.           Класс не способен адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям.
При оценке наблюдаемых фактов и событий окружающей жизни в классе существует устойчивое единое мнение.           Для класса характерны противоречивые суждения и оценки воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни.
Класс имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.           В классе имеют место явно противоречивые мнения о возможностях, достоинствах и недостатках класса.
Класс верно, единодушно оценивает свое место среди других классов школы.           Класс неверно и противоречиво оценивает свое место среди других классов школы.
Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого классного мнения.           Критические замечания со стороны одних членов класса принимаются другими его членами враждебно и способствуют разъединению классного мнения.
Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков.           Критические замечания извне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на своем.

Четвертая шкала. Психологический климат класса.

Позитивные показатели Оценки (в баллах) Негативные показатели
В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон.           В классе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой.
В классе наблюдается доброжелательность во взаимоотношениях.           Между членами класса имеет место конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
В классе наблюдается высокий уровень эмпатии.           В классе проявляется тенденция к изоляции его отдельных членов, отсутствует коллективный характер переживаний.
Успехи или неудачи класса в целом переживаются всеми членами класса.           Успехи или неудачи класса оставляют его членов равнодушными.
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее сочувствие других членов класса.           На успехи или неудачи товарищей проявляются зависть, злорадство.
В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.           В сложных ситуациях класс теряется, наблюдаются растерянность, ссоры, взаимные обвинения.
Отрицательная оценка класса со стороны вышестоящих школьных органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение класса и способствующее ему.           В аналогичных ситуациях у части школьников имеют место переживания, выражающие разобщение класса.
В отношениях между неформальными группировками класса существует взаимное расположение и доброжелательность.           Неформальные группировки враждуют между собой.
Различные эмоциональные взрывы в сложных жизненных ситуациях регулируются классом и не меняют качественное содержание его деятельности и поведения.           Эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля класса, протекают стихийно и определяют содержание поведения и деятельности класса.
Школьникам класса нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности.           Члены класса не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Обработка результатов:

При обработке результатов по каждой шкале подсчитывается средний уровень выраженности изучаемой особенности коллектива класса по формуле:

Х = сумма баллов по всем показателям

Если Х находится в пределах от 4 до 5, то это говорит о высокой степени выраженности изучаемой особенности коллектива, от 3 до 4 – о средней степени, от 1 до 2 – о низкой степени выраженности изучаемой особенности.

Полученные результаты полезно сопоставить с поэтапным движением класса по пути к высшему уровню развития – коллективу.

Примерные этапы развития класса как коллектива:

Первый этап – диффузная группа. Для этого типа группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно единство на второстепенной, временной, а не деловой основе. Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно.

Второй этап – группа-кооперация. Это достаточно организованная и сплоченная группа, но она проявляет активность, прежде всего в преследовании собственных целей и интересов, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет себя другим группам, строит с ними отношения на основе конкуренции.

Третий этап – группа-коллектив. Такие группы успешно осуществляют учебную и общественную деятельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах поведения проявляют высокую принципиальность и нравственную чистоту. Психологически сплочены, причем сплоченность базируется на основе социально ценных мотивов и целей. Между неформальными группировками и их лидерами складываются хорошие деловые и личные отношения. В общении наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность здесь психологически защищена.

Показатели активности классного коллектива
Направленность деятельности класса Организованность класса Психологическое единство класса Психологический климат класса
       
       
       
Среднее арифметическое      

ДНЕВНИК

ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА

Наши рекомендации