Практики по получению профессиональных умений и опыта
ДНЕВНИК
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студента (ки) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Курс ______________ Группа _________________________________________________
Факультет ___________________________________________________________________
Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование
Направленность (профиль) подготовки: __________________________________
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Форма обучения – заочная
Руководитель практики:
_________________________
Оценка__________________
Подпись_________________
Дата_____________________
ИРКУТСК - 2016
- Пояснительная записка
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих бакалавров по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование» и представляет собой особую форму интеграции процесса обучения и будущей практической деятельности.
2. Целями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
1. Формирование общепрофессиональных, профессиональных компетенций студентов
2. Обеспечение студентов формами, методиками и технологиями взаимодействия с участниками образовательного процесса в условиях современной образовательной организации
3. Приобретение студентами практических навыков, умений и опыта самостоятельной профессиональной деятельности
3. Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
1. Развитие у студентов способностей осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
2. Приобретение студентами навыков готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования
3. Овладение студентами основами профессиональной этики и речевой культуры
4. Совершенствование готовности студента к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
5. Обогащение способностей студентов решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
6. Осуществление студентами педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
7. Обогащение опыта взаимодействия студентов с участниками образовательного процесса
8. Становление способности студентов организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, профессиональные компетенции:
ОПК-2:способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
ОПК-4:готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
ПК-3:способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
ПК-5:способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
ПК-6:готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.
Порядок защиты основных результатов, полученных в период практики
После окончания практики студенты в установленные сроки сдают отчетную документацию руководителю практики.
Руководители принимают защиту практики у студентов в форме дифференцированного зачета, проставляет оценки в ведомость, и оформляют отчет о результатах практики, который хранится на кафедре.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
Сведения о классе
Школа: ______________________________________________________________________
Директор образовательной организации (школы):__________________________________
____________________________________________________________________________
Заместитель директора по УВР:_________________________________________________
Заместитель директора по ВР:___________________________________________________
Класс: _______________________________________________________________________
Классный руководитель:________________________________________________________
Количество детей в классе:______________________________________________________
Возраст обучающихся:__________________________________________________________
Совет класса (самоуправление): ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поручения в классе:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образовательные цели взаимодействия классного руководителя с классом
на 20___/20____ учебный год
(воспитание, обучение, развитие, социализация)
Воспитательные цели:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучающие цели:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развивающие цели:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели социализации:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.2. Самоанализ деятельности студента в дни посещения образовательной организации
1 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20 __год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
2 ДЕНЬ педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
3 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
4 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
5 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
6 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
7 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
8 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
9 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
10 день педагогической практики
число ____ месяц: ________ 20____ год
Деятельность студента | Что узнал? Чему научился? Чем смог овладеть? Что смог реализовать? | Выводы |
11. 3 Поощрения и награды студента и классного коллектива
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.4. Индивидуальные педагогические находки студента
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая анкета
1. Уровень реализации поставленных целей и задач практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (подчеркнуть):
базовый, продвинутый
2. Какими знаниями и умениями овладели (указать, в рамках какой компетенции)
3. Мои задачи на практике:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пути выполнения задач:
- взаимодействие с активом класса (какие формы работы использовали?) Например, мастер-класс, мозговой штурм, пресс-конференция, турнир, перекрестная дискуссия, круглый стол, ролевая игра и т.п.)
- участие в общественно-полезных делах класса (каких?)
- выполнение дополнительной работы в период практики, не указанной в форме отчета?
- применение индивидуальной работы с учениками подчеркнуть:
разговор, беседа, дискуссия
- реализация современных форм, методов и технологий взаимодействия с обучающимися, педагогами, родителями, общественными организациями, социальными партнёрами.
4. Какие диагностические методики использовались в период прохождения практики, их автор.
1. Итоговая рефлексия:
Сформулируйте свои результаты в трех предложениях, начинающихся со слов:
« Я понял ___________________________________________________________________»;
« Я смог____________________________________________________________;
«Я буду____________________________________________________________»
2. Что Вы ожидали от участия в практической деятельности?
Укажите свои реально достигнутые результаты:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С какими трудностями Вы столкнулись в период практики? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Разработчик приложения 1: Никитина Е.А.,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
Рекомендации для составления характеристики класса
Характеристика класса составляется на основании наблюдений, результатов диагностических срезов, изучения документации учебной и внеучебной деятельности, бесед с преподавателями, родителями и т.д.
В характеристике следует отразить следующее:
1. Общие сведения о коллективе (укажите количество обучающихся, гендерный состав, возрастной состав, успеваемость (количество отличников, неуспевающих), на основе проведенных тестов определите и опишите познавательный уровень, общее развитие обучающихся (УУД).
2. Отразите состояние дисциплины, дайте краткую характеристику коллектива – дружный, трудолюбивый, наличие или отсутствие обособленных групп, особенности взаимоотношений между обучающимися, общие увлечения класса, музыкальность/спортивность, участие обучающихся в общешкольных мероприятиях;
3. Дайте краткую характеристику лидеров класса, укажите: входят ли они в официальный актив, количество и краткая характеристика обучающихся требующих особого внимания и т.д.
Приложение 2
Разработчик приложения 4: Шишарина Н.В.,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
Приложение 3
Разработчик приложения 2: Калинина Н.В.,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Пакет психодиагностических методик/под ред.
В.Г. Асеева. – Иркутск: ИГПИ, 1991
Цель: изучить деятельность классного коллектива по четырем показателям: направленность деятельности класса, организованность класса, психологическое единство класса, психологический климат класса.
Ход работы:педагогу предлагается оценить свой классный коллектив по четырем шкалам. Каждая шкала содержит показатели позитивной и негативной активности. Показателям позитивной активности соответствуют оценки «4–5» балла; показателям негативной активности – «1–2» балла. Оценка «3» является средним баллом. Каждый показатель оценивается в баллах, которые заносятся в протокол.
Первая шкала. Направленность деятельности класса
№ | Показатели позитивной активности | Оценки (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
Класс активен, полон творческой энергии. | Класс инертен, пассивен. | ||||||
Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба и т.п.). | Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.п. | ||||||
Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной чистоты и морали. | Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую вразрез с общечеловеческими ценностями и моралью. | ||||||
Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу. | Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой. | ||||||
В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели. | Класс отличают общественно вредные, асоциальные цели. | ||||||
Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей. | Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива. | ||||||
Класс объединяет одна общая цель деятельности. | В классе объединились люди, у которых разные, несовпадающие цели. | ||||||
Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива. | В общественно полезном труде, учебе и т.д. класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых интересов. | ||||||
Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса. | Каждый в классе увлекается лишь тем, что представляет интерес только для него. | ||||||
В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. | Самые популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя. | ||||||
Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом. | У школьников класса нет стремления общаться друг с другом. | ||||||
Класс стремиться общаться и сотрудничать с другими классами. | У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов. | ||||||
В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других. | В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество. | ||||||
В классе велико желание трудиться коллективно. | В классе нет стремления к коллективному труду. | ||||||
Класс отличают устойчивые интересы. | Класс отличает быстрая смена интересов. | ||||||
Класс постоянно реализует свои интересы на деле. | Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремиться осуществить это на деле. | ||||||
Актив класса ведет его на общественно полезные дела. | Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела. | ||||||
Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся. | Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением. | ||||||
В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. | Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». | ||||||
Класс стремиться проверить на «командных» должностях многих учащихся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться. | Лидеры в классе протестуют против выдвижения кого-либо на свое место. | ||||||
Актив класса избирается по деловым качествам. | В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь своими симпатиями и антипатиями. |
Вторая шкала. Организованность класса.
№ | Показатели позитивной активности | Оценка (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
В классе есть реальные и действенные формы управления. | В классе нет реально действующих органов самоуправления. | ||||||
В классе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи. | Необходимость взаимопомощи в классе вызывает противодействие и даже конфликты. | ||||||
Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. | Класс не может самостоятельно решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы по принципу «кого-нибудь, только не меня». | ||||||
Учащиеся класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу в целом. | Большинство учащихся класса ориентируются на себя и делают то, что удобно и выгодно им. | ||||||
Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются. | Ошибки приводят к полному непониманию между учащимися класса. К конфликтным ситуациям. | ||||||
Трудные условия, ситуации опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс. | В трудных условиях происходит рассогласование класса вплоть до полного распада коллектива. | ||||||
Неудача в достижении цели приводит к еще большему единству и сплочению класса. | Неудача в достижении общей цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели. | ||||||
Класс постоянен и устойчив, поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими классами. | Класс стремится изолироваться от других школьных структур, противодействует контактам с ними. | ||||||
Класс тесно связан с другими школьными объединениями, охотно включается в их общую деятельность, активно поддерживает их. | Класс изолирует себя от других школьных объединений, сопротивляется включению в общую деятельность. | ||||||
Класс доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им адаптироваться. | Класс враждебно относится к «новеньким», противодействует вхождению их в новую для них среду. | ||||||
Класс легко, свободно, быстро согласует свои действия. | Класс не способен к согласованию своих действий. | ||||||
Класс представляет устойчивое, единое целое. | Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | ||||||
Учащиеся активно стремятся сохранить класс как единое целое. Класс настойчиво противодействует попыткам расформирования. | Учащиеся класса относятся безразлично к его сохранению. | ||||||
Класс способен находить наилучшие варианты сотрудничества в различных ситуациях и видах деятельности. | Класс не способен конструктивно сотрудничать во всех ситуациях и видах деятельности. | ||||||
Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. | Класс не имеет хороших, способных организаторов. |
Третья шкала. Психологическое единство класса.
№ | Показатели позитивной активности | Оценки (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
Класс имеет четкое, единое суждение о возможностях своих организаторов. | Класс не имеет единого суждения о возможностях своих организаторов. | ||||||
Все члены класса прислушиваются к мнению своих товарищей. | Школьники класса не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения противоречивы. | ||||||
Учащиеся хорошо осведомлены обо всем, что касается класса. | В классе не знают о его задачах, внутригрупповых отношениях, его месте среди других классов школы. | ||||||
Школьники класса легко находят общий язык и взаимопонимание при решении классных задач. | В классе нет должного взаимопонимания при решении общих задач. | ||||||
При обсуждении актуальных вопросов, касающихся класса и поведения отдельных его членов, класс активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. | Класс не способен прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как класса в целом, так и отдельных его членов. | ||||||
В меняющихся жизненных ситуациях класс быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. | Класс не способен адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям. | ||||||
При оценке наблюдаемых фактов и событий окружающей жизни в классе существует устойчивое единое мнение. | Для класса характерны противоречивые суждения и оценки воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни. | ||||||
Класс имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. | В классе имеют место явно противоречивые мнения о возможностях, достоинствах и недостатках класса. | ||||||
Класс верно, единодушно оценивает свое место среди других классов школы. | Класс неверно и противоречиво оценивает свое место среди других классов школы. | ||||||
Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого классного мнения. | Критические замечания со стороны одних членов класса принимаются другими его членами враждебно и способствуют разъединению классного мнения. | ||||||
Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков. | Критические замечания извне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на своем. |
Четвертая шкала. Психологический климат класса.
№ | Позитивные показатели | Оценки (в баллах) | Негативные показатели | ||||
В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. | В классе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой. | ||||||
В классе наблюдается доброжелательность во взаимоотношениях. | Между членами класса имеет место конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. | ||||||
В классе наблюдается высокий уровень эмпатии. | В классе проявляется тенденция к изоляции его отдельных членов, отсутствует коллективный характер переживаний. | ||||||
Успехи или неудачи класса в целом переживаются всеми членами класса. | Успехи или неудачи класса оставляют его членов равнодушными. | ||||||
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее сочувствие других членов класса. | На успехи или неудачи товарищей проявляются зависть, злорадство. | ||||||
В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | В сложных ситуациях класс теряется, наблюдаются растерянность, ссоры, взаимные обвинения. | ||||||
Отрицательная оценка класса со стороны вышестоящих школьных органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение класса и способствующее ему. | В аналогичных ситуациях у части школьников имеют место переживания, выражающие разобщение класса. | ||||||
В отношениях между неформальными группировками класса существует взаимное расположение и доброжелательность. | Неформальные группировки враждуют между собой. | ||||||
Различные эмоциональные взрывы в сложных жизненных ситуациях регулируются классом и не меняют качественное содержание его деятельности и поведения. | Эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля класса, протекают стихийно и определяют содержание поведения и деятельности класса. | ||||||
Школьникам класса нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности. | Члены класса не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. |
Обработка результатов:
При обработке результатов по каждой шкале подсчитывается средний уровень выраженности изучаемой особенности коллектива класса по формуле:
Х = сумма баллов по всем показателям
Если Х находится в пределах от 4 до 5, то это говорит о высокой степени выраженности изучаемой особенности коллектива, от 3 до 4 – о средней степени, от 1 до 2 – о низкой степени выраженности изучаемой особенности.
Полученные результаты полезно сопоставить с поэтапным движением класса по пути к высшему уровню развития – коллективу.
Примерные этапы развития класса как коллектива:
Первый этап – диффузная группа. Для этого типа группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно единство на второстепенной, временной, а не деловой основе. Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно.
Второй этап – группа-кооперация. Это достаточно организованная и сплоченная группа, но она проявляет активность, прежде всего в преследовании собственных целей и интересов, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет себя другим группам, строит с ними отношения на основе конкуренции.
Третий этап – группа-коллектив. Такие группы успешно осуществляют учебную и общественную деятельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах поведения проявляют высокую принципиальность и нравственную чистоту. Психологически сплочены, причем сплоченность базируется на основе социально ценных мотивов и целей. Между неформальными группировками и их лидерами складываются хорошие деловые и личные отношения. В общении наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность здесь психологически защищена.
№ | Показатели активности классного коллектива | |||
Направленность деятельности класса | Организованность класса | Психологическое единство класса | Психологический климат класса | |
Среднее арифметическое |
ДНЕВНИК
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА