Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы
Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с особыми потребностями, сообщение им необходимых и доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Ее функции сводятся к следующим:
1) абилитационно-реабилитационная;
2) корригирующая;
3) компенсирующая;
4) социально-бытовая;
5) профессионально-трудовая.
Их реализация осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.
Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей создаются сети постоянных межведомственных психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий).
В состав комиссии обязательно входят следующие специалисты: 1) психолог; 2) врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт; 3) специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог; 4) социальный педагог; 5) юрист; 6) представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой.
Кроме того, создаются разнопрофильные центры реабилитации для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. В настоящее время в Российской Федерации около 5% детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, которые нуждаются в специальной системе образования и поддержки.
Для определения образовательного маршрута ребенка необходимо провести комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику. Эту работу в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии и Психолого – педагогические – медико – социальные центры (ППМС – центры).
1. Психолого – медико – педагогические комиссии (ПМПК)
ПМПК является учреждением системы образования и реализует консультативно диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
К структурным единицам ПМПК относятся:
1-й уровень – психолого – медико – педагогические консилиумы (ПМП – консилиумы) образовательных учреждений;
2-й уровень – психолого – медико – педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);
3-й уровень – психолого – медико – педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.
Цель ПМПК – организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
Основными задачами ПМПК являются:
• своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
• комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
• определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
• содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
• внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
• своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
• содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
2. Психолого – педагогические – медико – социальные центры
( ППМС – центры)
Основными задачами учреждения являются:
• оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
• осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
• оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Основными направлениями деятельности учреждения являются:
• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
• проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
• оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
II. Учреждения образования
После проведения комплексной диагностики специалисты ПМПК, ППМС- центра должны ознакомить родителей с предполагаемым образовательным маршрутом для ребенка.
В настоящее время в системе образования РФ возможны следующие варианты по оказанию помощи в развитии и обучении детям с проблемами в развитии.
1. Служба Ранней помощи (СРП).
Для детей в возрасте от 0 до трех лет. с проблемами в развитии на территории РФ создаются Службы Ранней помощи (раннего вмешательства) и Лекотеки..
Высокая эффективность психолого-медико-педагогической помощи детям грудного и раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В историческом плане раннее вмешательство в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснения медицинских методов абилитации психолого-педагогическими.
В России, на фоне демократических преобразований и изменения федерального закона об образовании, среди специалистов в области педиатрии, детской неврологии, детской психологии и дефектологии появился интерес к достижениям зарубежных коллег в указанной области и возникло желание создавать аналогичные службы.
Задачи службы ранней помощи
• адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка-инвалида,
• поддержка усилий родителей, направленных на улучшение качества жизни ребенка, его воспитание и обучение, развитие независимости, подготовку к интеграции в социум,
• проведение абилитации,
• ориентировка родителей в соответствующих социально-правовых вопросах, а также в организациях, оказывающих необходимые помощь и услуги.
В основе деятельности СРП лежат следующие принципы:
• воздействие на семью в целом,
• партнерские отношения специалистов и родителей,
• поддержка инициативы родителей и их объединения для расширения возможностей и видов помощи детям, включая вовлечение родителей в работу непосредственно в СРП,
• создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников и расширения области их компетентности,
• ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт, имеющиеся международные стандарты, е) координация деятельности СРП с региональными учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты,
• сотрудничество с государственными и общественными организациями, имеющими сходные цели,
• сотрудничество с местными органами власти.
В СРП сложились следующие формы работы: а) медицинская экспертиза, б) домашнее визитирование, в) групповые занятия, г) пролонгированное консультирование, д) семинары для родителей, е) психотерапевтическая работа с родителями, ж) семинары для родителей.
2. Лекотека
Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи на основе использования игровых методов и ресурсов Лекотеки.
Цель Лекотеки – обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.
Основными задачами Лекотеки являются:
• проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции при помощи игры у детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
• обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки.
•психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, включая детей-инвалидов, от 2 месяцев до 11 лет.
• психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (с согласия родителей);
• помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.
• подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.
• поддержка инициатив родителей в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой.
3. Группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях разных видов
Цели и задачи организации групп кратковременного пребывания:
• оказанисвоевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе и детям с проблемами в развитии,
• консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка,
• социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности
По результатам социально-педагогического исследования были выделены следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении:
• кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной группе детского сада;
• кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально выделенном групповом помещении;
• адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное образовательное учреждение, прогулочные группы;
• семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах;
• группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения в кабинетах (это могут быть и коррекционные группы кратковременного пребывания);
• патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду;
• группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке их к школе в вечернее время;
• группы выходного дня.
Данная классификация, возможно, со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития новых форм дошкольного образования.
4. Интегративные группы в дошкольных образовательных учреждения
комбинированного вида.
В ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Особое внимание должно уделяться интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников
Задачи создания интегративных групп
•осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
• проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
• оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;
• обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки
5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии существуют следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
• специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;
• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Основными задачами специального (коррекционного) учреждения являются:
• оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
• осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
• оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Основными направлениями деятельности специального (коррекционного) учреждения являются:
• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
•организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
• проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
•анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее – коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Коррекционное учреждение I вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6–7 лет (с учетом подготовительного класса);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:
• 1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
• 2 отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении – 4–5 лет, во 2 отделении – 5–6 или 6–7 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях–6 лет).
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении –2 года).
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4–5 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).
Общий срок обучения–12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.
Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);
• 2 ступень– основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения или одно отделение.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.
Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
Коррекционное учреждение V вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
в 1 отделении:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – б лет);
во 2 отделении:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4–5 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 3–5 лет).
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет).
Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс – в порядке исключения).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально–психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять–одиннадцать лет
(с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются 2 основных вида классов - классы компенсирующего обучения иклассы выравнивания. Кроме того, в некоторых ОУ создаются классы педагогической поддержки, классы адаптации, здоровья и т. д.
КРО в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения определяется нормативно-правовыми положениями МО РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений Концепции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики, а также психолого-педагогических принципов развивающего обучения. Классы выравнивания создаются для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучения создаются в ОУ для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях ОУ.
В классах компенсирующего обучения принимаются дети группы риска. К этой группе относятся дети в силу различных причин приходят в школу физически и психически ослабленными, социально запущенными, с риском социальной и школьной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями.
Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме, эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвле-каемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.
Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогически условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье. Необходимым моментом организации КРО в данных классах является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Наблюдение производится психологической службой школы. Результаты наблюдений обсуждаются не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах и консилиумах.
При изучении школьников принимаются во внимание следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического развития, особенности слуха и зрения, особенности развития опорно-двигательной сферы, координация движений, особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).
2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени, особенности внимания, памяти, мышления, речи, познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.
4. Особенности эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая зрелость, преобладающее настроение, особенности самооценки, отношение со сверстниками, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения ЗУН, предусмотренных программой.
Научной основой КРО являются положения гуманистической педагогики. Основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой.
Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского.
Самостоятельная работа студентов
1. Подготовьтесь к проблемному семинару «Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в современной России»
План
1.Раскройте роль учителя в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
2.Обоснуйте требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.
3.Обоснуйте отличия в организации коррекционно-педагогического процесса в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
4. Дайте представление о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Выделите ее роль в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков?
5.Какова структура государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков с проблемами в развитии?
6.Инклюзивное образования в России: вариант интеграции или новое качество специального (коррекционного) образования.
Рекомендуемая литература
1.Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
3.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
4.Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.:ЭНАС, 2005. – 168 с.
Приложение1
Вопросы для самоконтроля
1.Предмет и объект коррекционной педагогики.
2.Основные задачи и принципы коррекционной педагогики.
3.Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.
4.Категории и основные научные теории коррекционной педагогики.
5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии.
6.Психолого-педагогические подходы к проблеме норма и отклонение развития человека.
7.Психическое здоровье и факторы риска в развитии ребенка.
8.Причины психических нарушений личностного развития детей.
9.Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии.
10.Критерии явления норма-аномалия.
11.Психический дизонтогенез по В.В. Лебединскому
12.Первичный и вторичный дефект.
13.Комбинированные нарушения и их причины. Теория Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка.
14.Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии
15.Характерологические и поведенческие отклонения ребенка.
16.Причины и условия отклоняющегося поведения подростков.
17.Критерии девиантного поведения подростков.
18.Профилактика отклоняющегося поведения подростков.
19.Понятие «дети с отклонениями в развитии» в специальной психологии