VI. 4 Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР в образовательных учреждениях общего типа. Концепция коррекционно-разивающего обучения

Как показывают результаты комплексного медицинского и психо­лого-педагогического изучения детей, проводившегося в Институте коррекционной педагогики (НИИ дефектологии) РАО, дети с выра­женной задержкой психического развития (ЗПР) оказываются неспо­собными успешно овладевать знаниями в условиях массовой школы. Во время работы с неуспевающими учащимися в массовой школе учителя обычно осуществляют индивидуальный подход. Они ста­раются выявить пробелы в учебных знаниях ребенка и восполнить их теми или другими способами: повторяют объяснение материала и дают дополнительные упражнения, сравнительно чаще используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, разными путями организуют внимание таких детей, активно привлека­ют их к коллективной работе класса и др.

Такие меры на отдельных этапах обучения, как правило, дают поло­жительные результаты. Однако у детей с ЗПР достигнутые таким путем незначительные успехи в обучении в большинстве случаев оказыва­ются лишь временными; в дальнейшем у детей неизбежно накаплива­ется все больше и больше пробелов в знаниях.

Эго обусловливает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять специфические коррекций но-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом характерных для каждого ребенка затруднений. Учебный материал должен преподноситься детям дозированно, небольшими познавательными «блоками»; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо специально обучать детей пользоваться ранее усвоенными знаниями.

Известно, что дети с задержкой психического развития быстро утомляются. В связи с этим целесообразным является переключе­ние обучающихся с одного вида деятельности на другой. Кроме того, следует использовать различные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемые виды работы выполнялись детьми с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование на занятиях красочного наглядно-дидактического материала и игровых моментов. Педагогу рекомендуется разговаривать с ребенком мяг­ким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с за­держкой психического развития - учащимся общеобразовательного класса, т. к. временный характер этого состояния позволяет прогно­зировать выравнивание темпа развития этой категории учащихся через 1-2 года и их успешное обучение.

Однако одного такого общего педагогического подхода оказывает­ся недостаточно. Необходима также и специальная коррекционная работа, выражающаяся в систематическом восполнении пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей, а также в фор­мировании у них готовности к усвоению основ научных знаний в процессе изучения тех или иных учебных предметов. Соответствую­щая работа входит в содержание первоначального обучения кон­кретным предметам в виде освоения детьми подготовительных раз­делов к разным темам.

Во время усвоения содержания этих подготовительных разделов Дети с задержкой психического развития овладевают теми знаниями и умениями, которые формируются у их нормально развиваю­щихся сверстников в процессе приобретения жизненного опыта, например, на уроках родного языка прежде чем приступить к изучению имени прилагательного, ребенок с задержкой психического развития должен научиться выделять и правильно называть признаки предметов; в связи с последним ему необходимо пополнить свой словарный запас словами, которые обозначают признаки предметов; во время таких дополнительных подготовительных занятий дети должны научиться пользоваться разными грамматическими формами этих слов.

Подготовительная работа не может ограничиться каким-то небольшим периодом времени в начале школьной жизни ребенка; она будет необходима на протяжении нескольких лет обучения, так как изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показали исследования, у детей с ЗПР обычно не хватает.

Те учебные практические действия с предметами, которые пре­дусматриваются методиками преподавания в общеобразовательной школе, в большинстве случаев недостаточны для детей с задержкой психического развития, так как не могут восполнить пробелов в их практических знаниях. В связи с этим формирование, расширение и уточнение элементарных знаний органически входит в программу по каждому из изучаемых в образовательном учреждении предметов. Такую уточняющую и разъясняющую «детализацию» учебного материала и предварительную подготовку к его усвоению следует проводить прежде всего применительно к наиболее трудным для ус­воения темам.

В прямой зависимости от конкретного содержания занятий сто­ят и используемые методы работы. Постоянной задачей учителя является отбор таких методов, которые обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым пред­метам и явлениям и т. д. Но и такой подготовительной работы к изучению познавательного материала и формированию предметно-практических действий по отдельным учебным предметам часто оказывается недостаточно. Необходима специальная коррекционная работа по обогащению детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развитию у них навыков «анализирующего наблюдения», формированию интел­лектуальных операций сравнения, сопоставления, анализа и обоб­щения, и накоплению опыта практических обобщений. Все это созда­ет необходимые предпосылки формирования у детей умения само­стоятельно приобретать знания и пользоваться ими.

Коррекционная педагогическая работа, проводимая с целью формирования знаний и представлений об окружающем, служит одним из средств активизации познавательной деятельности уча­щихся и повышения уровня их общего развития.

Кроме того, она имеет важное значение для развития связной речи учащихся с задержкой психического развития. Такая работа способст­вует, прежде всего, уточнению содержательной (семантической) сто­роны речи в связи с совершенствованием и расширением представлений и понятий и усвоением детьми лексико-грамматических язы-ковых средств их словесного обозначения. Во время устных выска-зываний по поводу понятных, легко воспринимаемых жизненных явлений дети овладевают различными формами и компонентами речи (правильное произношение, лексикон родного языка, грамма­тический строй и т.д.).

Педагогам надо учитывать, что речь детей с задержкой психи­ческого развития недостаточно развита. Это в первую очередь свя­зано с выраженным в той или иной степени недоразвитием речи, отмечаемым у большинства детей с ЗПР. Дети не понимают многих слов и выражений (или интерпретируют их неправильно), что, есте­ственно, затрудняет усвоение учебного материала. Программные требования предполагают, что ответы учащихся на занятиях должны быть правильными не только по существу, но и по форме. Это, в свою очередь, предполагает, что учащиеся должны упот­реблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова и фра­зы, высказываться логично и выразительно. Необходимо предоста­вить ребенку возможность ежедневно высказываться по поводу выполненной работы, сделанных наблюдений, прочитанных книг и т.д., а также отвечать на вопросы учителя по учебному материалу с соблюдением всех основных требований к речевому общению.

Неотъемлемой частью коррекционных занятий с детьми с за­держкой психического развития является формирование и «норма­лизация» их самостоятельной деятельности (предметно-практической и интеллектуальной) в процессе коррекционной педа­гоги- ческой работы. Она осуществляется на всех уроках и во вне-Урочное время. В ряде случаев возникает необходимость в проведе­нии специальных обучающих занятий.

Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно придерживаться следующих методических установок:

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ре­бенку на уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий;

- необходимо предупреждать наступление утомления, используя Для этого разнообразные средства (чередование умственной и прак­тической деятельности, преподнесение учебного материала небольшими «дозами», использование интересного и красочного дидактического материала и т. д.);

- в процессе обучения следует использовать прежде всего те мето­ды, с помощью которых можно максимально активизировать познава­тельную деятельность детей, развивать их речь и сформировать у них необходимые учебные навыки;

- в системе коррекционных мероприятий надо предусмот­реть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению

различных разделов программы, а также обогащение знаниями об окружающем мире;

- на уроках и во внеурочное время необходимо уделять внимание коррекции спонтанной (учебной и внеучебной) деятельности детей;

- во время работы с детьми этой категории учитель должен про­являть особый педагогический такт. Очень важно постоянно подме­чать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, воспитывать у детей веру в собственные силы и возможности.

Существенным обстоятельством, обеспечивающим эффектив­ность коррекционной работы, является то, что дети с задержкой пси­хического развития совсем иначе, чем дети с нарушениями интеллекта, принимают помощь и используют ее в своей деятельности; они в большинстве случаев проявляют заинтересованность в получении помощи в случаях, когда не могут справиться с заданием самостоя­тельно.

Традиционная педагогическая система, являясь частью культу­ры общества, в 90-е годы стала развиваться в парадигме гуманитар­ного образования. Образовательная практика, приняв личностпо-ориептированный подход к учащимся как приоритетное направле­ние в деятельности школы, начала поиск новых подходов к органи­зации учебно-воспитательного процесса в интересах учащихся.

Один из таких подходов - дифференцированное обучение детей с разными образовательными возможностями и потребностями - способ­ствовал разделению учащихся на три потока. В общеобразовательной школе появились классы с углубленным изучением ряда предметов, гимназические и лицейские классы для наиболее способных учащихся, «традиционные» классы для обычных учеников и классы компен- сирующего обучения для детей, испытывающих трудности в обучении, т.н. «детей группы риска».

Обучение в щадящих условиях по традиционным программам и учебникам, безусловно, создавало в целом более благоприятные условия для слабоуспевающих детей, однако достижение учащимися успеха в развитии общих способностей к учению, в коррекции не­достатков учебно-познавательной деятельности и речи, в норма­лизации эмоционально-волевой и личностной сферы возможно только при реализации в обучении принципов комплексного подхо­да к диагностике и коррекции, а также принципов развивающего обучения и индивидуализации учебно-образовательного про­цесса (Л.С. Выготский, Л.В. Замков, Ю.К. Бабанский, С.Г. Шев­ченко и др.).

Новый подход к организации образования детей с трудностями в обучения отражен в Концепции коррекционно-развивающего обуче­ния в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО и внедренной в боль­шинстве регионов и областей пашей страны.

Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразо­вательных учреждений является педагогической системой, реали­зующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе лично-стно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализа­цию обучения детей с проблемами в развитии.

Система коррекционно-развивающего обучения строится на принципах комплексного подхода к диагностике и коррекции от­клонений в развитии, развивающего обучения, деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Отличительными особенностями системы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР являются:

• Наличие диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинного взаимодействия. Эта служба представлена тремя уровнями:

- межведомственные постоянно действующие ПМПК (комиссии);

- окружные («кустовые») ПМПК на базе образовательных учреждения общего и коррекционного типов;

- психолого-медико-педагог.ические консилиумы образовательных учреждений (дошкольных и школьных).

· Вариативностъ образования: обеспечение вариативными учебными планами, образовательными и коррекционными программами, в том числе разноуровневыми по содержанию и срокам обучения.

• Активная интеграция учащихся в общеобразовательные града- ционные классы из коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения.

• Пролонгирование коррекционно-развивающего обучения на Ц ступени (5-9-е классы). При необходимости, само начало коррекци-онно-развивающей работы может приходиться на 5-е классы.

« Максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов кор­рекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к со­временным социальным условиям (в т. ч. в условиях рынка труда).

• Большое внимание уделяется профилактике школьных трудно­стей. В дошкольных учреждениях или при школе могут создаваться коррекционные группы для детей с задержкой психического разви­тия с целью подготовки их к школе.

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обес­печение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной (I) ступени обучения и сохранение при необходимости таких классов на основной (II) ступени обучения, а также открытие таких классов не позднее 5-го класса (6-й класс - в исключительных случаях). Следует подчеркнуть, что данная образовательная система позволяет детям и подросткам с ЗПР свободно переходить в обыч­ные классы при достижении положительных результатов в развитии и учебно-познавательной деятельности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является психологическое и специальное педагогическое сопровождение консультирование обучающихся, в частности консультирование, а также динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психо­лого-медико-педагогического консилиума. Обсуждение результа­тов таких наблюдений проводится систематически (не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах).

В состав ПМПк (консилиума), как правило, входят логопед, педагог-дефектолог (олигофренопедагог), практический психолог, врач, педагог-методист - учитель (или воспитатель) начальных классов. Основными функциями ПМПк являются: - изучение психофизического состояния ребенка (медицинское обследование);

- выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особен­ностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфе­ру (психологическое изучение);

- изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (социально-психологическое и педаго­гическое изучение).

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются

рекомендации:

- определение целей и задач коррекционной работы с ребенком,

путей и сроков их достижения;

- выработка адекватного состоянию ребенка психолого-педагоги­ческого подхода со стороны взрослых (педагогов, родителей);

- определение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;

- анализ хода познавательного и психофизического развития и ре­зультатов педагогической работы.

Коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс с детьми с ЗПР строится в соответствии со следующими основными положениями:

- пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном пси­хологическом климате при обучении в классах с оптимальной напол-няемостью от 9 до 12 учащихся, что позволяет педагогу успешно реа­лизовать принцип индивидуализации обучения (эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения) при объясне­нии и закреплении нового материала, на всех этапах урока;

- коррекционная направленность всех учебных предметов, вклю­чающих, наряду с общеобразовательными задачами задачи активи­зации познавательной деятельности, формирование обще­интеллектуальных умений и навыков, нормализация учебной дея­тельности, развитие устной и письменной речи, формирование Учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки;

- комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления нега­тивных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии Учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога;

~ работа класса КРО в режиме группы продленного дня, обеспе-чивающая полноценную подготовку домашних заданий.

Важным моментом является создание для детей с ЗПР в образовательном учреждении климата «психологического комфорта». Опреде. ляющими при этом являются:

- учет индивидуально психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса;

- выбор варианта учебного плана и программы, обеспечивающих доступность учебного материала на начальной ступени обучения;

- индивидуальные пакеты учебно-методического оснащения учебных занятий, обеспечивающие устойчивую мотивацию достижения успе­ха у обучающихся;

- формирование навыков самооценки и самоконтроля как на на­чальной, так и на основной ступенях обучения.

В системе КРО развитие общих способностей к учебной (познава­тельной) деятельности является основной целью коррекционно-
развивающей работы с учащимися. На начальных этапах содержание и методика обучения «подстраиваются» под индивидуальные типо-
логические особенности детей с трудностями в обучении. Когда успешность обучения в классах КРО помогает учащимся избавиться от сложившихся негативных представлений о собственной неполноценности, неспособности к учебе, содержание обучения усложняется, а темп прохождения учебного материала
Направленность на пробуждение познавательной активности и реализацию потенциальных возможностей детей отражается в струк турировании содержания начального образования в системе КРО. Это выражается в следующих методических положениях:

- придается большое значение знаниям, получаемым на основе

практического опыта', эти знания привносятся в процесс обуче­ния, обогащая его содержание непосредственны ми наблюдениями детей;

- в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения ребенок осознает себя как личность, в содержание обра­зования входит формирование у ребенка представлений о собственном личностно-социальном статусе;

- особая роль отводится общеучебным и общепознавательным спо­собам деятельности как важнейшим компонентам познавательного процесса: умению наблюдать, анализировать, сравнивать, абстраги­ровать, обобщать, доказывать, классифицировать. Эти умения формируются на материале всех учебных дисциплин;

учебная деятельность должна быть насыщенной по содержанию, тре­бовать от обучающихся известного интеллектуального напряжения. В то время учебные задания обязательно должны быть доступны каждому

ребенку как по темпу выполнения их, так и по характеру деятельности, важно, чтобы школьники поверили в свои возможности, испытали чувство успеха. Именно успехи в учебе должны стать сильнейшим мотивом вызывающим желание учиться, выполнять задания, содержащиеся в учебниках, раздаточном дидактическом материале и т.д.;

- важнейшее условие эффективного и доступного по содержанию учебного процесса заключается в том, чтобы в каждой теме был выде­лен основной, базовый материал, подлежащий многократному закре­плению, сами же учебные задания следует дифференцировать в зави­симости от решаемых коррекционных задач;

- особая роль отводится обогащению и систематизации словаря и развитию спонтанной речи средствами всех учебных дисциплин.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществля­емое учителями на всех уроках, позволяет обеспечить уровень усвое­ния ученого материала, знаний и умений, который соответствует требованиям образовательного стандарта.

Важно учитывать следующие методические принципы построе­ния содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения учащимися с ЗПР основ знаний:

- усиление роли практической направленности изучаемого мате­риала;

- выделение наиболее важных признаков изучаемых явлений; ~ опора на жизненный опыт ребенка;

- опора на объективные внутренние связи в содержании изучае­мого материала как в рамках одного предмета, так и между пред­метами;

- соблюдение принципа необходимости и достаточности в опре­делении объема изучаемого материала;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, ус­военных ранее знаний и умений, формирование значимых для обучения интеллектуальных функций, необходимых при решении учебных задач.

Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Подобные занятия имеют также общеразвивающиец цели:

- повышение уровня сенсорного и интеллектуального развития

- развитие памяти и внимания, коррекция зрительно-моторных иоптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Кроме того, занятия могут иметь характер предметной направ ленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Лечебно-профилактическое направление обеспечивает охрану здоровья учащихся на основе строжайшего соблюдения объема пре, дельной нагрузки ребенка;

- укрепление здоровья посредством нормированной нагрузки в соответствии с группой здоровья на уроках физкультуры;

- изучение динамики состояния здоровья на основе учета рабо­тоспособности и заболеваемости учащихся. Социально-трудовое направление включает:

- систематическую работу с родителями, предупреждающую эмо­циональные срывы, психологические перегрузки, обеспечивающую охранительный режим, в том числе особый режим выполнения до­машних заданий;

- работу по профориентации и начальной профессиональней под­готовке.

Согласно Положению о классах компенсирующего и коррекци-онно-развивающего обучения (см. Приложение, с. 294-307), в них принимаются дети, имеющие заключение ПМПК (МПК) о задержке психического развития различного происхождения.

Организация комплексного динамического наблюдения за про­движением ребенка позволяет практически реализовать важнейшее положение Концепции - интеграцию учащихся классов КРО в тра­диционные формы обучения, в классы, работающие по основным образовательным программам. Перевод детей из классов КРО в обычные классы (утверждается педсоветом.) возможен только при положительной динамике в развитии и достаточной общеобразова­тельной подготовке ученика, которые определяют и оценивают специалисты школьного ПМПк (консилиума). В практике работы общеобразовательной массовой школы можно наблюдать две противоположные позиции в решении этого вопроса. Некоторые региональные управления образования, желая как можно быстрее получить положительные результаты внедрения системы КРО, требуют, чтобы уже после 4-го класса все дети перешли на традиционные формы обучения, не принимая во внимание то обстоя­тельство, что потенциальные возможности у всех детей разные. Понятно, что если пойти по формальному признаку и детей с вы­раженной задержкой психического развития перевести в 5-й класс общеобразовательной школы, то эффективность обучения может существенно снизиться, а ребенок с трудностями в обучении из благоприятной, комфортной педагогической ситуации перейдет в неадекватные его познавательным возможностям социально-педагогические условия.

В тех случаях, когда у ребенка наблюдается осложненная форма ЗПР церебрально-органического происхождения, он нуждается в коррекционной помощи специалистов вплоть до 9-го класса, а в некоторых случаях - и при получении среднего профобразования.

В то же время, если у детей наблюдается неосложненная (преж­де всего, соматогенная) форма ЗПР, особенно если ее причиной яв­ляются неблагоприятные условия воспитания, прогноз преодоления задержки психического развития весьма благоприятный. Через 1-2 года дети, обучавшиеся по III варианту учебного плана, и в 50-60% случаев дети, обучавшиеся по I варианту учебного плана (2-4 клас­сы), переводятся в обычные (массовые) классы и, как показывает педагогическая практика, успешно в них обучаются. В других случаях Управления образованием разрешают перевести учащихся 2 -4-го классов КРО в традиционные классы только на ос­новании заключения ПМПК. Если комплектование классов было осуществлено в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения и консилиумом ведется динамическое наблюдение за продвижением учащихся, нет необходимости прово­дить успешно обучающегося ребенка через процедуру ПМПК.

Ниже приведены основные организационные мероприятия в отношении детей с ЗПР, поступающих в массовые образователь­ные учреждения.

VI. 4. 1 Основные организационные мероприятия в от­ношении детей с задержками в развитии (ЗПР легкой и сред­ней степени тяжести) в учреждениях общего образования

* Выяснение особенностей психофизического развития ребенка с ЗПР до поступления в школу (ДОУ общего типа). Выявление и анализ условий, в которых проходило развитие и воспитание Ребенка.

Используемые методы: сбор и изучение анамнестических данных (на основе ознакомления с медицинской и педагогичес-кои документацией); беседы родителями и педагогами, работавшими с ребенком на предшествующем этапе обучения. Знакомство с данными психоневрологического обследования

(беседа с психоневрологом). При необходимости - направление ребенка на повторное психоневрологическое обследование.

• Предварительное (до начала учебного года) знакомство педа- гога с ребенком в целях выявления некоторых личности и психологических особенностей, поведенческих реакций, получе ния данных об уровне познавательного развития, уровне овладения отдельными видами практической деятельности.

Рекомендуемые методы, беседа с ребенком, наблюдение за ним в процессе игровой и предметно-практической деятельности в ходе общения со сверстниками и т.д.

· Окончательное решение вопроса о возможности обучения и воспитания ребенка в данном образовательном учреждении; в случае необходимости - повторное направление ребенка на ПМПК.

Решение вопроса о выборе наиболее адекватной формы обу­чения ребенка: в ДОУ - обычная или специальная группа для детей с ЗПР; в школе - индивидуальное (на дому) или школьное обучение, обучение в обычней классе или классе коррекционно-развивающего обучения.

• Направление ребенка с ЗП.Р на углубленное психолого-педа­гогическое обследование. Обследование проводит психолог дан­ного образовательного учреждения или психолог «Психологи­ческой службы» органов управления образованием (консультаци­онно-диагностического центра).

• Составление программы индивидуальной работы с ребенком, имеющим задержку в развитии. (Индивидуальная программа коррекционного обучения и воспитания составляется совместно детским психологом, педагогом [воспитатель, учитель класса], дефектологом, социальным педагогом и педагогом-методистом.)

• Обеспечение постоянного врачебного контроля за состоянием здоровья ребенка и его психофизическим развитием; периодиче­ское психоневрологическое обследование ребенка.

• Осуществление тесного контакта в работе педагога и психолога. Педагог и психолог совместно составляют программу индивидуальной работы с ребенком; постоянно обмениваются инф°Рмацией об успехах ребенка на учебных и специальных «корригирующих» занятиях (психологическая коррекция); психолог дает педагогу рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку с учетом его личностно-психологических особенностей, рекомендации по организации и содержанию псдаго-гической работы, направленной на развитие основных психических процессов и функций (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций) в процессе учебных занятий, в ходе ежедневного разностороннего общения педагога с ребенком, (при проведении игровых и предметно-практических занятий, режимных моментов и др.).

Работа с родителями ребенка. Систематическое проведение бесед педагога с родителями с целью обмена информацией; ре­комендации родителям по вопросам организации и содержания развивающих занятий с ребенком дома, оказания помощи ребен­ку при выполнении домашних заданий и др. Регулярные беседы-консультации по следующим вопросам:

- организация правильного режима дня;

- обеспечение полноценного познавательного развития ребен­ка, ликвидация пробелов в познавательном развитии;

- занятия в домашних условиях по развитию у ребенка навыков предметно-практической деятельности:

- достижение прочного усвоения ребенком учебного материа­ла (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обу­чения в образовательном учреждении);

- обеспечение полноценного физического развития ребенка, формирование; развитие необходимых двигательных навыков и

умений.

- Обсуждение (на педагогическом совете, заседании методиче­ского объединения) вопросов дифференцированного и индивиду­ального подхода к детям в условиях данного образовательного

Учреждения.

В конце учебного года (по завершении определенного периода

обучения) предусматривается повторное рассмотрение вопроса о путях и организации дальнейшего обучения и воспитания ребенка при необходимости - повторное направление ребенка на

пмпк.

Наши рекомендации