Психологические особенности личности подростка

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Иначе, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.

Главным новообразованием подросткового возраста является противоречивое чувство взрослости, сопровождающееся протестами против опеки, контроля, «несправедливого» наказания взрослого. Часто возникают разногласия во вкусах, взглядах, вопросах морали. Причина конфликтов заключается не только в не зрелости подростков, но и в психологии взрослых, не желающих замечать изменений внутреннего мира подростков.

Чрезвычайно важным фактором является общение подростка со сверстниками, в процессе которого он «черпает» необходимые знания о жизни, не полученные по тем или иным причинам от взрослых. Группа сверстников вырабатывает навыки социального взаимодействия. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и даёт возможность для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников, подросток воспитывает в себе качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит «переоценка ценностей», при этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся более значимыми.

Причины девиантного поведения и психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Таким образом, как нормальное, так и отклоняющееся поведение индивида является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в социальной дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.

Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет.

Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонения в поведении возникают внезапно. Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью».

5.5.Характеристика семей способствующих появлению трудных детей:

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных се­мей, способствующих появлению трудных детей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития роди­телей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

2) конфликтные семьи, где родители не стремятся испра­вить недостатки своего характера либо где один из ро­дителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующе­го конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и прин­ципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуман­ные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохра­нить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиесяим образцы поведения предшествующих эта­пов развития, например, меньшую активность, послуш­ность и т. д.

Социально-педагогическая помощь детям с отклоняющим­ся от нормы поведением включает в себя различные направле­ния. В первую очередь, это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с детьми и подростками иих родителями. Важным этапом повышения их эффективности является разра­ботка и осуществление различных воспитательно-профилак­тических программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации детей и подростков, создание усло­вий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление ребенка в статусе и дееспособности.

Общая профилактика представляет собой выявление и уста­новление причин, порождающих отклоняющееся от нормы по­ведение, а также обстоятельств, благоприятствующих де­формации сознания детей и подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и про­филактической работы в группах.

Индивидуальная профилактика и коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление детей и подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных для формирования личности ребенка условий. В данном случае педагоги могут использовать всевозможные анкеты и карты наблюдения, многие из которых не требуют специального обучения для заполнения.

Задачи индивидуально-профилактической работы с детьми и подростками:

• выявление детей и подростков, склонных к девиациям или имеющих факты девиантного поведения;

• постоянный и всесторонний контроль (по месту жительст­ва, учебы, работы) заих поведением и образом жизни;

• глубокое изучение личности и индивидуальности детей и подростков и источников положительного и отрицатель­ного влияния на ребенка;

• определение путей и выработка мер по созданию обстанов­ки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений;

• воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков.

Дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного, поэтому сле­дующим направлением совершенствования воспитательно-про­филактической работы является организация досуга детей и подростков. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительно­го образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широ­кие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности. Профилактика девиаций, через вклю­чение ребенка в деятельность УДО, подкрепляется возможнос­тью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Дети и подростки обычно легко адаптируются в условиях доброже­лательной, психологически комфортной обстановки. Этот ком­форт подкрепляется возможностью свободной смены вида деятельности: всегда можно найти ту нишу, в которой ребенок ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоин­ство. Цель дополнительного образования в решении проблем занятости детей, учитывая его своеобразие, - органическое сочетание видов организации досуга (отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество) с различными форма­ми образовательной деятельности.

Дополнительное образование традиционно широко взаимо­действует с организациями и учреждениями иных предмет­ных и творческих сфер. На базе школ возможна реализация программ индивидуаль­ной и групповой социально-педагогической профилактики и кор­рекции, которые должны быть рассчитаны как на взрослых - воспитателей, родителей, учителей, так и на детей и подростков.

Таким образом, можно выделить основные направления совершенствования воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками (социально-педагогический аспект):

организация воспитательно профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, на­чиная с младшего школьного возраста;

-смещение акцентов на позицию индивидуализацииэтой работы;

-учет позиции ребенка как активного субъекта организа­ции воспитательно-профилактической работы;

-целесообразность применения методов, тормозящих раз­витие отрицательных качеств личности детей и подрост­ков и стимулирующих развитие положительных;

-организация работы с семьей на федеральном, регио­нальном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию про­грамм, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

-организация досуга детей через включение их в деятель­ность учреждений дополнительного образования;

-создание и расширение сети школ-комплексов в отдален­ных городских микрорайонах и сельской местности.

Наши рекомендации