Система коррекционно-педагогической работы

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррек­ции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психи­ческих функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизноше­ния сочетается с формированием звукового анализа и син­теза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является со­четание с дифференцированным артикуляционным масса­жем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде слу­чаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений.

• Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого раз­вития и возраста ребенка.

• Развитие речевой коммуникации. Формирование зву­копроизношения должно быть направлено на разви­тие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.

• Развитие мотивации, стремления к преодолению име­ющихся нарушений, развитие самосознания, самоут­верждения, саморегуляции и контроля, чувства соб­ственного достоинства и уверенности в своих силах.

• Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

• Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

• Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка является более сохранной. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных
координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего отногенеза.

• При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка от­носительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа на­чинается с этим «ключевых» слов. Во всех случаях не­обходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

• У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых на­рушений звукопроизношения путем систематической
логопедической работы в доречевом периоде.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап, подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию ар­тикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — вос­питание потребности в речевом общении, развитие и уточне­ние пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсор­ных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы работы дифференцируются в зависи­мости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосо­вые реакции и вызывают звукоподражания, которым при­дают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикамен­тозного воздействия, физиолечения, лечебной физкульту­ры и массажа.

Второй этап — формирование первичных коммуни­кативных произносительных навыков. Основная цель его: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводит­ся работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабления мышц артикуляционного ап­парата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных < движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата на­чинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по на­правлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространя­ется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тони­зирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения прово­дятся равномерно обеими руками с двух сторон.

Третьим направлением движения является движение вниз от ли­нии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между середи­ной верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к сред­ней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную склад­ку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда поме­щаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с обра­зованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляюще­го массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребен­ка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различ­ного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше уп­ражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаб­лении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами ниж­ней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школь­ного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотре­нинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту. Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя че­люсть».

Если этих приемов недостаточно, полезно на кончик языка по­ложить кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возни­кающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т.е. ощутить состояние спас­тичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессо­ром производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Посте­пенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам на­чинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист: (ЛФК), однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным контролем врача с соблюдением необходимых ги­гиенических правил.

Выработка контроля за положением рта

Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приотк­рыт, выражено слюнотечение.

Первый этап работы — упражнения для губ, способ­ствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребе­нок видит это положение в зеркале.

На втором этапе закрывание рта производится пассив­но-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положе­нии слегка запрокинутой головы. На начальных этапах ра­боты используются эти облегченные приемы. Переход от пассивных движений открывания рта к активным становит­ся возможным через рефлекторное зевание.

На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот ши­роко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».

Предлагаются различные задания по имитации положе­ния рта, представленного на картинках. Постепенно упраж­нения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция,развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезии. На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зри­тельного, слухового, тактильного). Многие упражнения про­водят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям. Артикуляционная гим­настика дифференцируется в зависимости от формы дизар­трии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулату­ры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дош­кольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Его учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют спе­циальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и ста­рается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения кончиком языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения язы­ка — вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, на­конец, активные движения.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепле­ние осуществляют произвольными покашливаниями. Важным раз­делом артикуляционной гимнастики является развитие более тон­ких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти. По­лезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно с использованием комплекса и специфических упражнений. Работу облегчает исполь­зование игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. С некоторой адаптацией могут быть ис­пользованы игры, опубликованные в литературе.

Развитие голоса

Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, на­правленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнас­тики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны (мыш­цы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек глас­ных звуков: и-э-о-у-а-ы.

Большое значение для коррекции голоса имеет активизация дви­жений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке. Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы: стиму­ляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движе­ниями с помощью языкового депрессора; обучение произвольному гло­танию: логопед из пипетки капает против задней стенки глотки капли воды, голова ребенка несколько откинута назад. Стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.

Для голосообразования большое значение имеют движения челюс­тей: открывание и закрывание рта, имитация жевания. Используют челюстной дрожательный рефлекс: легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.

Используются также специальные упражнения по опусканию нижней челюсти. Вначале на фоне мышечного расслабления лого­пед помогает в выполнении данного движения, добиваясь опуска­ния нижней челюсти примерно на 1-1,5 см (закрывание рта ребенок делает самостоятельно).

Вырабатывают произвольный контроль за объемом и темпом вы­полнения движения, используя различные наглядные приемы (ри­сунок с изображением опускания ведра в колодец, шарик, привязан­ный к веревке).

Затем эти упражнения выполняются по словесной инструкции с одновременным произношением различных звуковых сочетаний: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т.д.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упраж­нения в чередовании ее расслабления и напряжения. Ребенка просят до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук о, а при широко открытом рте перейти от произношения звука а к зву­ку п., задерживая воздух во рту под давлением. Внимание ребенка привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Использу­ют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и инто­наций голоса большое значение имеют различные игры, чтение ска­зок по ролям, инсценировки и т.д.

Коррекция речевого дыхания

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхатель­ных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Ребенка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед нозд­рями ребенка создается «веер воздуха».

Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха. Ребен­ку дается инструкция не открывать рот: «Вдыхай глубоко и выды­хай длительно через нос».

Следующее упражнение направлено на развитие преимуществен­но ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он его попросит произнес­ти отдельные гласные звуки или слоги.

Используются упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Это способствует более глу­бокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

Ребенка просят задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубо­кого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Упражнения проводят ежедневно по 5-10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха логопед - произносит различные цепоч­ки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка стимулиру­ют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и другими звуками, осуществляют динамическую и ста­тическую дыхательную гимнастику. При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следят, чтобы он не напрягал пленившею. Все ды­хательные движения должны проводиться плавно, под счет ■ или под музыку.

Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного лраксиса

Для развития двигательно-кинестетической обратной связи необходимо проводить следующие упражнения: по­тряхивание верхней и нижней губы; расправление щек (при­поднимание их от губной арки), опускание и поднимание нижней челюсти.

Помещение языка над нижними и верхними резцами. Вначале логопед проводит их перед зеркалом, затем без него, глаза ребенка закрыты, логопед проделывает то или иное движение, а ребенок на­зывает его.

Необходима тренировка следующих артикуляторно-сенсорных схем:

двугубная: губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении.

Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их кон­такт;

губно-зубная:указательным пальцем левой руки логопед при­поднимает верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, ука­зательным пальцем правой руки поднимает нижнюю губу до уровня верхних резцов и просит ребенка дуть;

язычно-зубная: язык помещается и удерживается между зу­бами;

язычно-альвеолярная: кончик языка прижимается и удержи­вается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разры­вая контакт;

язычно-нёбная: голова ребенка несколько закидывается на­зад, задняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, ре­бенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба. Для развития артикуляционного праксиса большое зна­чение имеет рано начатая логопедическая работа, расшире­ние и обогащение речевого опыта ребенка, а также преобла­дание специальных слоговых упражнений над чисто артикуляционными. Подбираются серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляци­онных движений.

Коррекция звукопроизношения

Используется принцип индивидуального подхода. Спо­соб постановки и коррекции звука выбирается индивиду­ально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, мо­торные координации которых наиболее просты. Или выби­рается звук, который отраженно произносится правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добивать­ся их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизируют в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слу­хового восприятия. Ребенок должен научиться слушать са­мого себя, улавливать разницу между своим произношени­ем и нормализованным звуком.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенным является метод так называемой фонетической локализации, когда логопед язы­ку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для произнесения того или иного звука. Используются зон­ды, плоские пластинки для языка и целый ряд других при­способлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений артикуляционных органов. Затем он выполня­ет движения самостоятельно при некоторой помощи лого­педа и без нее.

При работе над звукопроизношением опираются на зна­ние артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка (кинетический анализ) и на специфические, приемы по­становки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-ки-нестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процес­се логопедической работы устанавливаются межанализатор­ные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигатель­ным ощущением при его произнесении. Все методы коррек-ционной работы основаны на закономерностях развития фо-нетико-фонематической системы языка в норме.

При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциа­ции звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в сло­вах и предложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа — писа­ние и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием.

Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукива­нием ногой.

Затем новый звук закрепляется в различных слогах. Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.

При работе над звукопроизношением важно выявить со­хранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звуко­сочетания и слова, в которых дефектные звуки произно­сятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохран­ные звенья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи соче­тается с работой над ее выразительностью. Работа проводит­ся путем подражания. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, рав­номерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или груп­пы слов.

Содержание и методы работы видоизменяются в зависи­мости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании дизартрии с речевым не­доразвитием осуществляется комплексная программа лого­педических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грам­матическим строем, а также специальные мероприятия, на­правленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.

Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой ком-_ муникации, а не только формирование правильного произ­несения звуков. Используются приемы игровой терапии в со­четании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. Наиболее часто встре­чается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное зна­чение имеет применение дифференцированного массажа (рас­слабляющего и укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата, а также артикуляционной гимнастики. Логопедическая работа, включает развитие речевого дыхания, интонационно-методи­ческой стороны речи, фонематического восприятия.

Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного ап­парата (последствиями полиомиелита и церебральным па­раличом), в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии ра­бота проводится в поликлиниках, на логопедических пунк­тах общеобразовательных школ.

При дизартрии требуется ранняя, длительная и система­тическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — ловопеда и мас­сажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жиз­ни. В нашей стране разработана система комплексных ме­роприятий по предупреждению дизартрии у детей с пери­натальным поражением мозга. Эта система включает комплексную медико-педагогическую работу с детьми на­чиная с первых месяцев их жизни. Работа проводится в спе­циальных неврологических стационарах для детей с пери­натальной патологией.

Для профилактики дизартрии имеют значение профилак­тические осмотры детей первых лет жизни с перинатальной патологией, а также детей группы риска, т.е. не имеющих признаков поражения мозга, но у которых отмечалась пато­логия со стороны нервной системы в первые месяцы жизни или которые родились в асфиксии, от патологически проте­кавшей беременности и т.д. Врач и логопед дают обоснован­ные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспи­танию детей, по развитию артикуляционной моторики.

Наши рекомендации