Сущность социального развития человека. Общие характеристики данного процесса.
. Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.
Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения.
Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.
Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер.Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д.
Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и пр.
Способность человека к самовоспитанию, самообразованию, самореализации. Концепция саморазвития человека и самопомощи в педагогике социальной работы.
Главным фактором социального развития и воспитания является сама личность. Включение ее в активную самосозидательную деятельность — важнейшее условие динамичного и направленного развития. Человек не просто объект, он субъект жизнедеятельности. От активности самой личности зависит наступление социальной зрелости человека. При этом процесс овладения произвольной деятельностью разворачивается у человека как процесс осознания своей позиции субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.К. Осницкий, В.Д. Семенов и др.). То есть в процессе деятельности человек развивается и, развиваясь, сам начинает управлять своей жизнедеятельностью. Он становится стратегом своей деятельности, сам ставит и корректирует цели, осознает мотивы, самостоятельно выстраивает действия и оценивает их соответствие задуманному, выстраивает планы жизни.
Саморазвитие личности – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни; способность превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Саморазвитие нужно рассматривтаь как общую категорию, включающую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящую к позитивным изменениям психических, физических функций, социальных потребностей.
Движущие силы саморазвития составляют:
- осознание несовпадения “я-реального” и “я-идеального”
- борьба мотивов
- преодоление недостатков через реорганизацию поведения
- преодоление противоречий между целями и средствами достижения (их выбор); между потребностями и возможностями.
Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека.
Концепция самопомощи заключает в себе создание необходимых условий для самореализации, саморазвития, активизация всестороннего развития личности:
1. обеспечение внутренних условий (установок, смыслов, потребностей) развития индивидуальности в рамках самопознания, рефлексии, целеполагания, самореализации;
2. создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и физического здоровья ребенка и его развития;
3. организацию гуманной микросоциальной среды как продукта активности детей и взрослых.
Социальные работники должны учитывать некоторые педагогические закономерности средового влияния на социальное развитие человека.
1. Сама по себе среда не имеет неотвратимого положительного влияния и результата воздействия. Среда играет роль фактора личностного развития, лишь преломляясь через деятельность.
2. Воспитательной станет лишь такое окружение, которое принимает в качестве основ гуманистические ценности.
3. Третья закономерность обнаруживает наибольшую воспитательную силу влияния малой группы, в которой находится человек, и с которой связана его ведущая деятельность