Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке

Процесс прокатки – это комплекс последовательных термомеханических операций, выполняемых на соответствующем оборудовании в определенной последовательности, предназначенный для получения продукции с заданными показателями качества: точность формы и геометрических размеров, качество поверхности, механические свойства и др.

Существуют три основных способа прокатки, имеющих определенное отличие по характеру выполнения деформации: продольная, поперечная, поперечно-винтовая (рисунок 15).

При продольной прокатке деформация осуществляется между вращающимися в разные стороны валками (рисунок 15, а). Этим способом изготавливается около 90 % проката.

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru

а – продольная; б – поперечная; в – поперечно – винтовая

Рисунок 15 – Схемы основных видов прокатки

При поперечной прокатке (рисунок 15, б) оси прокатных валков и обрабатываемого тела параллельны или пересекаются под небольшим углом. Оба валка вращаются в одном направлении, а заготовка круглого сечения – в противоположном.

В процессе поперечной прокатки обрабатываемое тело удерживается в валках с помощью специального приспособления. Обжатие заготовки по диаметру и придание ей требуемой формы сечения обеспечивается профилировкой валков и изменением расстояния между ними. Данным способом производят специальные периодические профили, изделия представляющие тела вращения – шары, оси, шестерни.

При поперечно-винтовой прокатке (рисунок 15, в) валки, вращающиеся в одну сторону, установлены под углом друг другу. Прокатываемый металл получает еще и поступательное движение. В результате сложения этих движений каждая точка заготовки движется по винтовой линии. Применяется для получения пустотелых трубных заготовок.

Наиболее распространенным видом прокатки является продольная прокатка (рисунок 16). Обрабатываемое тело, в общем случае называемое полосой, пропускается между двумя валками, вращающимися в противоположные стороны. При прохождении между валками толщина полосы уменьшается, а длина и ширина увеличиваются, при этом сечение заготовки принимает форму зазора между валками.

При соприкосновении полосы с валками со стороны валков на полосу начинают действовать две силы N, направленные нормально к поверхности валков, и две силы трения T, направленные касательно.

Из этих двух сил сила трения является втягивающей силой (рисунок 16), а нормаль-

ная сила – выталкивающей, препятствующей вхождению металла в валки.

 
  Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru

1 – валки; 2 – полоса

Рисунок 16 – Схема процесса продольной прокатки

Очевидно, когда втягивающая и выталкивающая силы равны между собой, захвата

металла валками не будет, когда же выталкивающая сила больше, захват невозможен. Только тогда, когда втягивающая сила больше выталкивающей, произойдет захват металла валками.

Таким образом, металл втягивается в валки благодаря силам трения, появляющимся на поверхности соприкосновения металла с валками.

В процессе прокатки полоса подвергается деформации не одновременно по всей длине, а только на некотором участке, называемом очагом деформации,который характеризуется продольным (рисунок 17, а) и поперечным (рисунок 17, б) сечениями.

При упрощенном описании процесса прокатки за очаг деформации принимают область, ограниченную дугами окружностей валков АВ и А/В/, плоскостями входа металла в валки АА/ и выхода металла из валков ВВ/ и боковыми гранями полосы. Это так называемый геометрический очаг деформации.

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru

а

б

Рисунок 17 – Очаг деформации при прокатке

Однако экспериментальные исследования показывают, что пластическая деформация распространяется и на зоны, прилегающие к геометрическому очагу деформации, называемые внеконтактными зонами деформации. Поэтому фактический очаг деформации (область, заключенная между линиями М и Н)больше геометрического и включает в себя внеконтактные зоны.

Геометрический очаг деформации характеризуется следующими понятиями:

- дуга захвата (дуга контакта АВ), по которой металл соприкасается с валками. Горизонтальную проекцию дуги захвата принимают за длину очага деформации Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru ;

- угол захвата Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru (угол контакта) – угол, соответствующий дуге захвата.

В процессе прокатки изменяются линейные размеры полосы – толщина, ширина и длина. Рассмотрим систему показателей, которые характеризуют величину деформации в каждом из этих направлений.

Изменение толщины полосы характеризуется величиной абсолютного и относитель-

ного обжатия, а также коэффициентом обжатия.

Абсолютное обжатие – разность между исходной и конечной толщинами полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (3)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – абсолютное обжатие, мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – толщина полосы перед проходом, мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – толщина полосы после прохода, мм.

Условное относительное обжатие – отношение абсолютного обжатия к первоначальной толщине полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (4)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – условное относительное обжатие.

Истинное относительное обжатие – определяется как натуральный лога-рифм отношения исходной толщины полосы к конечной

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (5)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – истинное относительное обжатие.

Относительное обжатие определяется в долях единицы или в процентах; в последнем случае результаты расчета по формулам (2) и (3) умножаются на 100 %.

Коэффициент обжатия – отношение начальной толщины полосы к конечной

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (6)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент обжатия.

Изменение поперечных размеров полосы называется уширением. Показатели уши-

рения аналогичны показателям высотной деформации.

Абсолютное уширение – разность между конечной и исходной ширинами полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (7)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – абсолютное уширение, мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – ширина полосы после прохода, мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – ширина полосы перед проходом, мм.

Условное относительное уширение – отношение абсолютного уширения к начальной ширине полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (8)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – условное относительное уширение.

Истинное относительное уширение – натуральный логарифм отношения конечной ширины полосы к начальной

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (9)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – истинное относительное уширение.

Условное и истинное относительное уширение также определяется в долях единицы либо в процентах.

Коэффициент уширения – отношение ширины полосы после прохода к исходной ширине полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (10)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент уширения.

Абсолютное удлинение – разность между конечной и исходной длинами полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (11)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – абсолютное удлинение, мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – длина полосы после прохода, мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – длина полосы перед проходом, мм.

Условное относительное удлинение – отношение абсолютного удлинения к начальной длине полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (12)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – условное относительное удлинение.

Истинное относительное удлинение – натуральный логарифм отношения конечной длины полосы к исходной

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (13)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – истинное относительное удлинение.

Величины Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru и Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru редко применяются на практике для характеристики продольной деформации, однако очень широко используется показатель, называемый коэффициентом вытяжки.

Коэффициент вытяжки – отношение длины полосы после прохода к начальной

длине полосы

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (14)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент вытяжки.

Если технологический процесс включает несколько проходов полосы через валки, то в этом случае различают частные коэффициенты вытяжки (в каждом проходе) и общий коэффициент вытяжки

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (15)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – общий коэффициент вытяжки при прокатке;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – конечная длина полосы после прокатки, мм.

Общий коэффициент вытяжки можно определить и из другого выражения

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (16)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – частные вытяжки в проходах; Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – число проходов.

Существует также понятие среднего коэффициента вытяжки в нескольких проходах. Под величиной среднего коэффициента вытяжки подразумевается такой коэффициент вытяжки, который был бы в том случае, если бы коэффициенты вытяжки во всех проходах были одинаковыми. Тогда можно записать

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (17)

Из формулы (15) получаем величину среднего коэффициента вытяжки

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (18)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – средний коэффициент вытяжки при прокатке.

Объем тела при пластической деформации изменяется незначительно. Поэтому в теории пластической деформации принимается условие постоянства объема металла: объем тела при пластической деформации остается неизменным. В действительности объем тела в процессе пластической деформации не остается неизменным. Так при горячей обработке литого металла происходит его уплотнение в результате заваривания раковины, пустот, микротрещин и, соответственно, некоторое уменьшение объема металла. При холодной обработке давлением, наоборот, происходит некоторое увеличение объема в результате образования микротрещин. Однако все эти изменения незначительны, и ими можно пренебречь.

Уравнение постоянства объема широко используется в расчетах изменения формы тел при всех процессах обработки давлением.

Тогда имеем

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (19)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – соответственно объем полосы до и после прохода в клети.

Для прямоугольной полосы уравнение постоянства объема металла можно записать в следующем виде

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru ,

откуда следует

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (20)

Т.е. коэффициенты деформации в трех основных направлениях связаны между собой условием постоянства объема металла.

Исходя из условия постоянства объема металла можно получить

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (21)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – площадь поперечного сечения полосы до и после прохода в клети соответственно, мм2.

Таким образом, коэффициент вытяжки характеризует не только изменение длины полосы, но и изменение ее площади поперечного сечения.

Так как объем металла при деформации остается постоянным, то через любое поперечное сечение очага деформации в единицу времени должно проходить одинаковое количество металла. Это условие в теории прокатки называется условием постоянства секундных объемов.

Объем металла, проходящий через любое поперечное сечение очага деформации в единицу времени (секунду), составляет:

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (22)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – площадь поперечного сечения полосы в произвольном сечении, мм2;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – продольное перемещение полосы через это сечение за время Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , мм;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – скорость движения полосы в данном сечении, м/с.

Т.е. условие постоянства секундных объемов

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (23)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – соответственно скорости движения полосы на входе и выходе из валков, м/с.

Площади поперечного сечения полосы по мере продвижения ее от плоскости

входа в валки к плоскости выхода из валков уменьшаются. Поэтому, чтобы сохранилось

равенство секундных объемов, скорости частиц в соответствующих сечениях должны

постепенно возрастать.

Из выражения (23) можно получить

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (24)

Таким образом, скорость выхода полосы из валков больше скорости входа полосы в валки на величину коэффициента вытяжки.

Кроме того, исследованиями устаносвлено, что при установившемся процессе прокатки скорость выхода полосы из валков больше окружной скорости валков, а скорость входа полосы в валки меньше окружной скорости валков. Это связано с тем, что при обжатии полосы по высоте частицы металла вынуждены перемещаться в продольном направлении. При этом некоторое количество металла выжимается вперед по ходу прокатки; скорость этих частиц, полученная в результате деформации, суммируется с окружной скоростью валков. Другая часть смещенного объема металла отжимается назад, против хода прокатки; скорость этих частиц вычитается из окружной скорости валков. Т.е. в очаге деформации есть зона попятного движения металла или зона отставания (где скорость полосы меньше окружной скорости валков) и зона попутного движения металла или зона опережения(где соотношение скоростей обратное) (рисунок 18).

 
  Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru

1 – зона отставания; 2 – зона опережения; 3 – нейтральное сечение

Рисунок 18 – Зоны отставания и опережения в очаге деформации

Сечение, где скорости движения полосы и валков одинаковы, называется нейтраль-

ным сечением. Его положение в очаге деформации характеризуется величиной нейтрального угла.

Следовательно, опережение – это превышение скорости выхода металла из валков по сравнению с их окружной скоростью, а отставание – уменьшение скорости входа металла в валки по сравнению с их окружной скоростью. На рисунке 19 представлена диаграмма, отражающая соотношение скоростей валков и металла на всем протяжении очага деформации.

Опережение определяется по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (25)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – опережение;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – окружная скорость вращения валков, м/с.

 
  Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru

1 – горизонтальная составляющая окружной скорости валков; 2 – скорость металла

Рисунок 19 – Соотношение скоростей валков и металла в очаге деформации

Опережение можно выразить в процентах

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru %.

Отставание

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (26)

В теории прокатки основное внимание уделяется исследованию опережения. Это объясняется тем, что опережение экспериментально и аналитически определяется проще, чем отставание. С другой стороны именно величина опережения необходима для решения ряда практических задач, когда требуется достаточно точно определить скорость выхода полосы из валков (скорость прокатки). Если же известно опережение, то отставание нетрудно рассчитать по формуле (26).

Опережение является чувствительным кинематическим показателем процесса прокатки. Изменение любого геометрического или физического фактора прокатки отражается на величине опережения. На величину опережения сказываются такие параметры, как диаметр валков, на которых осуществляется процесс прокатки; величина абсолютного обжатия; толщина полосы; угол захвата; коэффициент трения и пр.

Влияние всех этих параметров на опережение выражается формулой С. Экелунда, по которой и производят расчет опережения процесса прокатки

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (27)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – нейтральный угол (рисунок 17), град.

Для нахождения нейтрального угла можно воспользоваться формулой С. Экелунда – И.М. Павлова

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (28)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – угол трения, град, определяемый из выражения

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (29)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент трения.

Угол захвата рассчитывается по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (30)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – диаметр валков, мм.

Для определения коэффициента трения наиболее оптимальной для горячей деформации является формула Б.П. Бахтинова – М.М. Штернова, в соответствии с которой коэффициент трения определяется, исходя из условия влияния на него температуры и скорости деформирования, а также материала инструмента и деформируемого металла

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (31)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент, учитывающий материал валков;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент, учитывающий влияние скорости деформирования на коэффициент трения;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент, характеризующий марку стали;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – температура, при которой прокатывается металл, 0С.

Коэффициент, учитывающий влияние скорости прокатки на коээфициент трения, можно определить по графику (рисунок 20).

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru

Рисунок 20 – Значения коэффициента Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru для расчета коэффициента трения по

уравнению Б.П. Бахтинова – М.М. Штернова

Для более точного расчета коэффициента Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru можно использовать следующую формулу

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (32)

Из рисунка 20 видно, что при скоростях менее 2 м/с коэффициент Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru ; при скоростях более 20 м/с коэффициент Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru .

Коэффициент, характеризующий марку стали рассчитывается по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru (33)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – содержание данного элемента в стали, %.

Для упрощения расчета коэффициента Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru можно использовать данные таблицы 1.

Таблица 1 – Значения коэффициента Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru для расчета коэффициента трения по

уравнению Б.П. Бахтинова – М.М. Штернова

Стали Типичная марка Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru
Углеродистые Ст1 1,00
Ледебуритные Р18, Х12 1,10
Перлитно-мартенситные ШХ15 1,30
Аустенитные Х13Н4Г9 1,40
Аустенитные с включениями феррита или ледебурита Х18Н10Т 1,44
Ферритные Х17Ю5 1,55
Аустенитные с включениями карбидов Х15Н60 1,62

Для холодной прокатки при определении коэффициента трения можно воспользоваться формулой А.П. Грудева

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (34)

где Ксм – коэффициент, учитывающий природу смазки;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент вязкости смазки при 50 0С, мм2/с;

Rz – высота неровностей на поверхности валков, мкм.

В формуле (34) относительное обжатие подставляется не в долях единицы, а в процентах.

Коэффициент, учитывающий природу смазки, определяется по таблице 2.

Таблица 2 – Влияние смазки на коэффициент трения при холодной прокатке.

Вид смазки Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru
Машинное масло 1,35
Веретенное масло 1,25
Вода 1,00
Эмульсия 1,00
Керосин 1,00
Хлопковое масло 0,90
Касторовое масло 0,90
Пальмовое масло 0,90

К энергосиловым характеристикам процесса прокатки относятся усилие, момент, мощность и работа прокатки.

Правильное определение усилия прокатки необходимо для проведения расчетов оборудования рабочей линии стана на прочность и выбора оптимального технологического режима горячей или холодной прокатки. Усилие прокатки можно определить измерением при помощи приборов или формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (35)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – усилие прокатки в данном проходе, МН;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – среднее давление металла на валки в очаге деформации, МПа;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – горизонтальная проекция поверхности контакта металла с валками (контактная площадь), м2.

При прокатке полос прямоугольного сечения в цилиндрических валках определение контактной площади не представляет затруднений. В этом случае форма поверхности касания в плане может быть принята за трапецию с основаниями Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru и Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru и высотой Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru (см. рисунок 17). Следовательно, площадь контактной поверхности определяется по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (36)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – средняя ширина полосы в очаге деформации, мм.

При прокатке в валках металл оказывает внутреннее сопротивление деформации. Усилие, которое возникает между металлом и валком, должно преодолеть это внутреннее сопротивление металла и заставить металл изменить свою форму. Усилие в зоне контакта металла с валками, отнесенное к единице площади поверхности этого контакта, называют средним давлением.

Среднее давлением может быть определено по формуле А.И. Целикова

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (37)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент, учитывающий влияние напряженного состояния в очаге деформации;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – сопротивление металла деформации, МПа (п.1.7).

Изменение среднего контактного давления при прокатке является результатом влияния механических свойств металла и интенсивности действия продольных подпирающих напряже­ний, с увеличением которых повышается среднее контактное давление.

Увеличение коэффициента внешнего трения также приводит к увеличению продольного напряжения и, следовательно, контактных давлений. Особенно большое влияние внешнее трение оказывает при прокатке тонких полос в горячем и холодном состоянии. Так, увеличение коэффициента трения с 0,05 до 0,15 может приводить к повышению удельного давле­ния на 30–40 %.

Толщина полосы оказывает значительное влияние на кон­тактное дав-ление. Чем тоньше полоса, тем сильнее влияние внешнего трения на продольное напряжение и, следователь­но, на контактное давление. С увеличением толщины полосы продольное напряжение уменьшается и при прокатке высоких полос оказывается настолько малым, что практически не влияет на контактное давление.

Увеличение диаметра валков при одинаковом обжатии способствует удлинению дуги захвата. Поэтому с увеличени­ем диаметра валков увеличиваются силы трения, препятству­ющие продольному течению металла, повышая тем самым подпирающие напряжения и, следовательно, среднее контактное давление.

Температура металла и скосроть прокатки влияют на контактное давление через сопротивление деформации и коэффициент трения. С увеличением скорости прокатки возрастают скорость и сопротивление деформации и, следовательно, контактное давление.

Сопротивление металла деформации можно найти по формуле Л.В. Андреюка – Г.Г. Тюленева

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (38)

где К, а, b, с – коэффициенты для конкретной марки стали;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – базовое сопротивление металла деформации, полученное методом растяжения при стандартных условиях: Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru ; Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru с-1; Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru ;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – скорость деформации, с-1, определяемая по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (39)

Момент прокатки, т.е. крутящий момент, который необходимо приложить к валкам, чтобы обеспечить их вращение в процессе прокатки, обычно определяют, исходя из общего усилия по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (40)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – момент прокатки, МН.м;

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – коэффициент, показывающий какую часть от длины очага деформации составляет плечо равнодействующей усилия, определяемый по формуле Бровмана

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (41)

Длина очага деформации рассчитывается по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (42)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – радиус валков клети, мм, равный

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru . (43)

Если известна величина крутящих моментов, то определение мощности и работы прокатки не представляет затруднений. Мощность прокатки рассчитывается по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (44)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – мощность прокатки, МВт.

Окружную скорость вращения валков можно определить из формулы (24)

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru .

Знания работы и расхода энергии при прокатке дают возможность определить мощность двигателя вновь устанавливаемого прокатного стана или проверить достаточность мощности установленного двигателя при внедрении нового режима обжатий, нового технологического процесса.

Работа прокатки складывается из работы, затраченной на деформацию прокатываемого металла, работы, идущей на преодоление трения металла о поверхность валков, дополнительной работы, идущей на преодоление сил трения в движущихся частях стана в процессе прокатки и в период холостого хода и др.

Величину работы, затрачиваемой на прокатку, можно определить теоретически или исходя из экспериментальных данных удельного расхода энергии при прокатке.

При прокатке прямоугольной полосы в валках сгладкой бочкой работа может быть рассчитана по формуле

Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru , (45)

где Сущность процесса прокатки. Характеристики деформации при прокатке - student2.ru – работа прокатки, МДж.

Наши рекомендации