Виды и формы педагогического контроля.
Введение
Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира значительно возрос. Это диктуется законами и темпами развития мировой экономической системы, а также целями и задачами развития системы образования в целом. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения иностранному языку. Множество учебных заданий даётся учащимся в основном в виде вопросов, задач и упражнений. Однако наиболее качественным и объективным способом оценивания различных видов речевой деятельности в иностранном языке является тест.
Кроме того тестирование – это рациональный приём, который облегчает и ускоряет самостоятельную работу учащихся над языком. Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, даёт возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Тестирование даёт время на осознание того, насколько усвоен материал, то есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения.
Актуальность.Меняющиеся условия обучения иностранному языку требуют от учителя использования более эффективных приемов и методов контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Неоднократно поднимался вопрос совершенствования контроля в учебниках. Он волнует авторов большого количества монографий и стал предметом защиты многих диссертаций. Большинство ученых пришли к выводу, что тестовый контроль является эффективной формой, которая соответствует целям контроля, требованиям, предъявляемым к нему, и обеспечивает эффективную реализацию всех его функций в процессе обучения иностранному языку. Эффективным средством организации контроля в обучении иностранному языку является тестирование. Тестовый контроль может обеспечить успешную реализацию целей и всех функций контроля, а также удовлетворить требования относительно его качества. За последнее время контроль усвоения учебного материала с помощью тестов все больше привлекает внимание педагогов, в частности преподавателей иностранных языков.
Цель исследованиязаключалась в теоретической разработке и применении на практике разноуровневых тестов для контроля знаний, навыков и умений учащихся.
К задачам исследования является:
- изучить состояние литературы по данной теме;
- исследовать структуру, содержание и другие аспекты тестирования на старшей ступени обучения;
- разработать дидактические тестовые задания для контроля навыков и умений по иностранному языку;
- изучить и обобщить рекомендации по широкому и эффективному применению тестов в процессе обучения и контроля.
Предметомисследования является тестовый контроль и оценка знаний по иностранному языку.
Объектомисследованияявляется процесс формирования навыков и умений учащихся на уроках английского языка.
Теоретическая значимость исследования подтверждается следующим:
- были разработаны различные тесты для контроля учащихся, позволившие повысить мотивацию и качество обучения.
- происходило повышение уровня самоконтроля и самоанализа, познавательной активности, формирование профессиональных и личностных качеств ученика, (внимательность, сосредоточенность, целеустремленность и другие.)
- доказана эффективность использования тестовых форм работы для развития умений самостоятельной работы.
Практическая значимость исследования подтверждается следующим:
- тестирование позволило осуществлять эффективный контроль с быстрым получением результатов.
- сконструированы тесты контроля учащихся старшихклассов,по технологии проверены на валидность и надежность;
- проверка знаний с помощью разноуровневых заданий дала возможность избежать многих трудностей, связанных с учётом индивидуальных особенностей типов личности и познавательных стилей учеников.
В структуру данной работы входят:
- рассмотрение методических аспектов использования тестирования для контроля знаний учащихся;
- изучение возможностей применения тестов в процессе обучения учащихся основным видам речевой деятельности;
- установление достоинств и недостатков, а также требований к проведению тестового контроля умений учащихся;
- разработка тестовых заданий различных видов, позволяющих осуществлять наиболее полно функции эффективности и объективности контроля на уроках английского языка.
1. Проблемы педагогического контроля в общеобразовательной школе.
Требования и правила составления тестов.
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
- относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
- однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
- правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
- относительно краткими, требующими сжатых ответов;
- информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
- удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
- стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость)[3;145]
Термин «действенность» имеет, как минимум, два синонима — валидность (от англ. valid — имеющий значение, ценный) и показательность, представительность, трактуемые так же, как репрезентативность. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.
Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний — неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Величина 0,7—0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. Если же коэффициент корреляции не достигает 0,45—0,55, то действенность теста считается неудовлетворительной.
Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя.
Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста.
Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы.
Характеристика дифференцированности (различимости) связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все учащиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым.
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
5. Вопросы не должны содержать «ловушек». Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.
6. Вопросы не должны повторять формулировок учебника. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль навыков владения активной лексикой и грамматикой.
Theme : Free time
I.Match thewords in thetwocolumns!
a) relax | 1.наслаждаться свободнымвременем |
b) tedious | 2. иметь в распоряжении свободное время |
c) toenjoyfree time | 3. утомительный |
d) togo on vacation | 4. поехать в отпуск |
e) tohavefree time | 5. отдохнуть |
II. Open thebracketsandputit in right form!
1.My friend(поехала в отпуск) toItaly.
2. Manypeople(проводятсвоевремя) on the Balticsea.
3. Each day (былполон) small joys.
III. Putthe wordsintothecorrectorder!
1. Like, books, my, time, reading, I, in, free.
2. July,spend,usually,with,my,then, in, I,thecountryside,grandparents.
3. I wanttogoto London in summerholidays.
4. It,I, usually,seaside, my, free, time, spend, the,.
Independent seatwork
Theme:Tenses in English
Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль умения изучающего и ознакомительного чтения.
Введение
Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира значительно возрос. Это диктуется законами и темпами развития мировой экономической системы, а также целями и задачами развития системы образования в целом. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения иностранному языку. Множество учебных заданий даётся учащимся в основном в виде вопросов, задач и упражнений. Однако наиболее качественным и объективным способом оценивания различных видов речевой деятельности в иностранном языке является тест.
Кроме того тестирование – это рациональный приём, который облегчает и ускоряет самостоятельную работу учащихся над языком. Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, даёт возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Тестирование даёт время на осознание того, насколько усвоен материал, то есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения.
Актуальность.Меняющиеся условия обучения иностранному языку требуют от учителя использования более эффективных приемов и методов контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Неоднократно поднимался вопрос совершенствования контроля в учебниках. Он волнует авторов большого количества монографий и стал предметом защиты многих диссертаций. Большинство ученых пришли к выводу, что тестовый контроль является эффективной формой, которая соответствует целям контроля, требованиям, предъявляемым к нему, и обеспечивает эффективную реализацию всех его функций в процессе обучения иностранному языку. Эффективным средством организации контроля в обучении иностранному языку является тестирование. Тестовый контроль может обеспечить успешную реализацию целей и всех функций контроля, а также удовлетворить требования относительно его качества. За последнее время контроль усвоения учебного материала с помощью тестов все больше привлекает внимание педагогов, в частности преподавателей иностранных языков.
Цель исследованиязаключалась в теоретической разработке и применении на практике разноуровневых тестов для контроля знаний, навыков и умений учащихся.
К задачам исследования является:
- изучить состояние литературы по данной теме;
- исследовать структуру, содержание и другие аспекты тестирования на старшей ступени обучения;
- разработать дидактические тестовые задания для контроля навыков и умений по иностранному языку;
- изучить и обобщить рекомендации по широкому и эффективному применению тестов в процессе обучения и контроля.
Предметомисследования является тестовый контроль и оценка знаний по иностранному языку.
Объектомисследованияявляется процесс формирования навыков и умений учащихся на уроках английского языка.
Теоретическая значимость исследования подтверждается следующим:
- были разработаны различные тесты для контроля учащихся, позволившие повысить мотивацию и качество обучения.
- происходило повышение уровня самоконтроля и самоанализа, познавательной активности, формирование профессиональных и личностных качеств ученика, (внимательность, сосредоточенность, целеустремленность и другие.)
- доказана эффективность использования тестовых форм работы для развития умений самостоятельной работы.
Практическая значимость исследования подтверждается следующим:
- тестирование позволило осуществлять эффективный контроль с быстрым получением результатов.
- сконструированы тесты контроля учащихся старшихклассов,по технологии проверены на валидность и надежность;
- проверка знаний с помощью разноуровневых заданий дала возможность избежать многих трудностей, связанных с учётом индивидуальных особенностей типов личности и познавательных стилей учеников.
В структуру данной работы входят:
- рассмотрение методических аспектов использования тестирования для контроля знаний учащихся;
- изучение возможностей применения тестов в процессе обучения учащихся основным видам речевой деятельности;
- установление достоинств и недостатков, а также требований к проведению тестового контроля умений учащихся;
- разработка тестовых заданий различных видов, позволяющих осуществлять наиболее полно функции эффективности и объективности контроля на уроках английского языка.
1. Проблемы педагогического контроля в общеобразовательной школе.
Виды и формы педагогического контроля.
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную функции и др.
Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны его правильная постановка способствует улучшению качества подготовки специалистов.
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый и выпускной .
Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости учащихся и студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.[6;124]
Перечисленные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них:
1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
- довольно часто проявляются несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
- различие в профессиональной квалификации;
- при организации текущих проверок знаний большого числа студентов, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя рутинной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
- возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых студентов;
- иногда оценки, выставляемые студентам, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.
2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Сюда относятся такие формы, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто преподаватель мучается с вопросом: «Какую оценку поставить - "неудовлетворительно" или все же можно оценить как "удовлетворительно"?»)
3) Трудности, связанные с учащимися: использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний студентов и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучению данному предмету.
На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой универсальной и объективной формы контроля, как тестирование. Тестовый контроль - это специально разработанная научно-оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать уровень достижения обучающегося. Тестирование вводит в ПК, педагогику процедуру измерения. Задача количественного описания качественных признаков в педагогических явлениях решается посредством измерений. Особая наука квалиметрия ( от латинского"qualio" - какой и греческого "metreo"- меряю)- наука об измерениях качества любого объекта, свойства, действия, операции - позволяет объективизировать важнейшие составляющие образовательного процесса, включая аттестацию обучающихся, и ввести образовательные стандарты. Тестовый контроль использует процедуры оценивания, в которых роль человека, осуществляющего его минимальна.
Программированный контроль стал органической частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от учащегося к преподавателю. Обучение стало дифференцированным, каждый приступает к изучению нового материала независимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа учащийся возвращается к повторному изучению тех разделов предмета, которые остались неусвоенными, тем самым индивидуализируется темп обучения. Однако, ввиду отсутствия материально-технической базы во многих школах программированный контроль не получил всеобщего распространения.