Диагностика результатов обученности учащихся
План
- Понятие и сущность диагностики
- Соотношение понятий «оценка», «контроль», «диагностика».
- Основные методики диагностирования обученности младших школьников.
- Оценивание результатов овладения учащимися ООП.
Задание для самостоятельной работы студентов
1. Выделите особенности безотметочного обучения в начальной школе.
2. Подберите диагностические методики для выявления у младших школьников уровня овладения знаниями.
3. Подберите диагностические методики для выявления у младших школьников уровня овладения умениями.
4. Подберите диагностические методики для выявления у младших школьников уровня овладения умения самоконтроля.
5. Подберите диагностические методики для выявления у младших школьников уровня овладения знаниями.
Литература
- Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.,2001
- Сластенин и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 2007
- Подласый И.П. Педагогика 1 ч. - М.:Владос,2008.
- В.А. Ситаров. Дидактика.-М: Владос,2002
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
- Хуторской А.В. Современная дидактика.-СПб.:Питер.,2002,544с.
Раздел 2. Теория и методика воспитания младших школьников
Тема 17
Сущность воспитания
План
1. Воспитание как социокультурное явление.
2. Воспитание – категория педагогической науки.
3. Основные особенности воспитания.
4. Структурные элементы процесса воспитанияи их взаимосвязь.
5. Взаимосвязь воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе начальной школы.
6. Воспитание во внеурочной деятельности.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999
2. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.
3. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.
4. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005
5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003
6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002
8. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002
9. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998
10. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000
12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004
13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000
14. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006*
Тема 18
Теоретические основы воспитания
План
1. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
2. Закономерностивоспитания.
3. Принципы воспитания.
4. Категория «цель воспитания» в педагогической науке.
5. Цели воспитания в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999
2. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005
3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011*
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009*
6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002
8. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002
9. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998
10. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000
11. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2009
12. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – С.9-39*
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000
14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004
15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000
16. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006
Тема 19
Задачи и содержание воспитания младших школьников в современных условиях
План
1. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.
3. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.
4. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
5. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
6. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
7. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
8. Экономическое воспитание младших школьников.
9. Физическое воспитание младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.
Литература
1. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005
2. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребенка – реальное дело! – М., 2000