Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011*

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009*

7. Долинский Г. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. – СПб., 1997

8. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М., 1999

9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - № 3 - С. 9-12

10. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. – СПб., 1997

11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.. 1993

12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. — М., 2000.

13. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - № 6 - С. 3-6

14. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992

15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985

16. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: прометей, 1995

17. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

18. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

19. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Ленинград, 1989

20. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

21. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

22. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000

23. Попов С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. – СПб., 1997

24. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2009*

25. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – С.9-39*

26. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

27. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

28. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000

29. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1. – М: Просвещение, 2011

30. Степанов П. В. и др. Программы внеурочной деятельности: Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011

31. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.

32. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998

Тема 20

Методы и средства организации воспитательного процесса в начальных классах

План

1. Методы и приемы воспитания:

· понятие «метод» воспитания; различные подходы к определению методов воспитания

· понятие «классификация методов воспитания»; различные классификации методов воспитания;

· приемы воспитания;

· условия выбора методов и приемов воспитания в начальных классах;

· характеристика отдельных методов воспитания, используемых в начальной школе (беседа, рассказ, упражнение, поручение и др.)

2. Средства воспитания:

1. понятие «средство» воспитания;

2. система средств воспитания;

3. взаимосвязь методов и средств воспитания в начальных классах.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004

2. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000

3. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

4. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.

5. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003

7. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Уч. пос. – М.: Высш шк., 2006

8. Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2000

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. — М., 2000.

10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

12. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

13. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе. – М., 2000

14. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

15. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000

16. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003

17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М., 1993.

20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000

21. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004

22. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006*

23. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. – М., 1998

24. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.

Тема 21

Формы организации воспитательного процесса в начальных классах

План

1. Понятие «форма воспитательной работы».

2. Классификация форм внеурочной воспитательной работы.

3. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе.

4. Классный час как важнейшая форма воспитания в начальной школе.

5. Диалоговые формы воспитания.

6. Нравственно-этическая беседа и ее место в деятельности классного руководителя.

7. Праздник как форма организации воспитательной работы с младшими школьниками.

8. Игра как средство формирования социального опыта детей. Социальное содержание детских игр. Классификация коллективных игр детей младшего школьного возраста. Технология организации детских игр. Драматизация как основа технологии игр-путешествий и игр-конкурсов.

9. Содержание экскурсий в воспитательной работе с младшими школьниками. Технология организации экскурсий с младшими школьниками. Роль и место экскурсий в воспитательной работе.

10. Изучение эффективности и анализ формы воспитательной работы.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004

2. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000

3. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.

4. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.

5. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003

7. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Уч. пос. – М.: Высш шк., 2006

8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011*

9. Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2000

10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие. — М., 2000.

11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

13. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

14. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе. – М., 2000

15. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

16. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000

17. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003

18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

19. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

20. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М., 1993.

21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000

22. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004

23. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006*

24. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994

25. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. – М., 1998

26. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.

Тема 22

Наши рекомендации