Тема 8 «Диагностика уровня обученности русскому языку и речи

Контроль за усвоением знаний учащихся, формированием языковых и речевых умений»

Понятие лингводиагностики, ее цель и задачи.

Контроль за усвоением знаний и формированием умений – важнейший этап учебного процесса. Функции контроля. Две группы методов контроля.

Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку: его организация, основные методы. Организационные формы проверки знаний учащихся – фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку и их оценка. Виды контроля – текущий, итоговый. Три группы методов контроля: методы проверки учебно-языковых умений; методы проверки правописных умений (орфографических и пунктуационных); методы проверки речевых умений и навыков.

Контрольный диктант – основной метод проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности.

Изложение и сочинение – основные способы проверки уровня речевой подготовки учащихся. Критерии оценки изложений и сочинений.

Система тестирования по русскому языку.

Список рекомендуемой литературы

1. Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка / Г.А. Богданова.- М., 2000.

2. Диагностика уровня обученности русскому языку и речи //Теория и практика обучения русскому языку / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М., 2008.- С. 311.

3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (сборник статей из опыта работы): пособие для учителя / сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева.- М., 1986.

Вопросы и задания

1. Что понимается под лингводиагностикой? Какова цель и задачи лингвистической диагностики?

2. Почему контроль за усвоением знаний и формированием умений является важнейшим этапом учебного процесса? Каковы функции контроля? Какие группы методов контроля выделяются в методике?

3. Расскажите об организации контроля за усвоением знаний учащихся. Раскройте основные методы этого контроля.

4. Как организуется фронтальный опрос, каковы требования к его проведению? Какие положительные стороны этой формы опроса отмечают методисты и какие ее недостатки?

5. Составьте систему вопросов для фронтального опроса учащихся по темам: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс), «Личные местоимения» (6 класс), «Предлог как часть речи» (7 класс). Для этого выберите один из действующих учебных комплексов, изучите параграф и сформулируйте вопросы для фронтального опроса, запишите вопросы и предполагаемые ответы учащихся.

6. Каковы требования к устным ответам учащихся при проведении индивидуального опроса? Какие ошибки и недочеты допускают учащиеся при построении устного ответа? Что необходимо учитывать при оценке устного ответа ученика? Выпишите из указанной выше книги Г.А. Богдановой памятки для анализа ответов учащихся.

7. Расскажите о методах контроля за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку. Приведите примеры заданий, относящихся к каждому из методов, используя школьный учебник.

8. Расскажите о критериях оценки орфографической грамотности школьников.

9. Расскажите о критериях оценки пунктуационной грамотности школьников.

10. Каковы критерии о нормы оценки письменных творческих работ учащихся?

11. Прочитайте статьи из журнала «Русский язык в школе», составьте конспект одной из них:

· Ахмадуллина, Р.Г. Использование разных форм, методов и средств контроля на уроке повторения (6 класс) / Р.Г. Ахмадуллина // РЯШ.- 2011.- № 6.- С. 42.

· Бабенко, Н.В. Урок по подготовке к ЕГЭ «Критерии оценивания сочинения» / Н.В. Бабенко // РЯШ.- 2011.- № 10.- С. 31.

· Коротаева, Е.В. Оценочный подход в обучении: за и против / Е.В. Коротаева // РЯШ .- 2008.- № 6.- С. 26.

12. Каково ваше отношение к системе тестирования, которая складывается в современном образовании? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны применения обучающих и контрольных тестов?

13. Изучите и законспектируйте книгу Г.А. Богдановой.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Г.А. Богданова

Наши рекомендации