Каковы значение и сущность упражнений и лабораторных (практических) работ учащихся как методов применения знаний на практике и выработки умений и навыков?
Подготовка учащихся к жизни в процессе обучения обусловливает необходимость не только обстоятельного овладения основами наук или теоретическими знаниями, но и выработку практических умений и навыков применять их в различных видах трудовой и духовной деятельности. В то же время нельзя по-настоящему овладеть знаниями, если не сформированы практические умения. В частности, нельзя овладеть языковой грамотностью без выработки орфоэпических, орфографических и синтаксических умений и навыков. Овладение математикой невозможно без формирования вычислительных умений и навыков. Нет ни одного учебного предмета, по которому бы не предусматривалось применение знаний на практике. В этом состоит важное значение методов упражнений и лабораторных занятий.
Метод упражнений. Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем, углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
В зависимости от характера формируемых умений и навыков выделяют:
— устные упражнения (устный счет по математике, запоминание хронологических дат по истории, правильное произношение слов и др.);
— письменные упражнения по языкам, решение задач по математике, физике и т.д.;
— выполнение практических заданий по математике, физике, биологии, географии;
— выполнение творческих работ по языкам и литературе (написание сочинений, изложений и т.д.).
Методика организации упражнений включает в себя следующие приемы: объяснение целей и задач предстоящей тренировочной работы; показ учителем способов выполнения упражнений; первоначальное воспроизведение учащимися показанных действий; последующая тренировочная деятельность учащихся по совершенствованию и упрочению приобретенных умений и навыков.
Хотя учебно-тренировочная работа учащихся во многом основана на подражании, ее ни в коем случае нельзя сводить лишь к воспроизводящей деятельности и необходимо придавать ей творческий характер. М.А.Данилов писал; "Нередко закрепление пройденного материала производится неправильно. Изучив правило и выполняя на это правило упражнения, в которых характер действий подсказан (подчеркнуть слова, вставить букву, изменить форму слова и т.д.), ученик пишет грамотно. Но, начиная писать без этих подсказок, он допускает много ошибок. Подобные упражнения слишком облегчают умственную работу школьников, вследствие чего затормаживается их умственное развитие".
Л.В.Занков подчеркивал, что если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроизводящая деятельность, их мышление идет как бы по накатанному пути и мало способствует умственному развитию. Вот почему и сегодня актуально звучит идея К.Д.Ушинского о том, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Это значит, что по мере овладения умениями и навыками в упражнения необходимо вводить новые элементы, усложнять их и таким образом побуждать учащихся к размышлениям, к развитию интуиции и совершенствованию приемов деятельности.
Лабораторные работы как метод формирования умений и навыков. Этот метод широко используется при изучении естественнонаучных предметов. Например, по физике нужно обучать учащихся обращению с приборами, составлять электрическую цепь и т.д. По химии с его помощью они овладевают умением проводить опыты, обращаться с реактивами и т.д. Сущность данного метода, следовательно, состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнообразные умения и навыки.
Проведение лабораторных (практических) работ по применению знаний на практике включает в себя следующие методические приемы:
— постановку цели лабораторных (практических) занятий;
— определение порядка выполнения лабораторных (практических) работ и инструктирование учащихся по технике безопасности;
— наблюдение за ходом работы учащихся и выполнением правил техники безопасности;
— анализ лабораторной работы и подведение ее итогов.