Оценка знаний, умений и навыков на практических занятиях

Текущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно обусловленную требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также необходимость балльной оценки успеваемости студента.

Практические занятия, как правило, должны проводиться вактивном и интерактивном режиме.Оценка знаний, умений и навыков осуществляетсяна всех практических занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.

Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного и предварительно изученного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.

Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.

Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.

Планы практических занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению, подготовку докладов и сообщений студентов по темам занятий, решение практических задач, тренинги.

Тестирование

Тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами дисциплины , а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, перед предстоящей экзаменационной сессией. Тест состоит из нескольких тестовых заданий по всем темам дисциплины. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях и занимает часть учебного занятия (10-15 минут); решения разбираются на том же занятии.

Оценочные фонды для тестирования содержатся в настоящей программе. Преподаватель вправе дополнить перечень приведенных тестов.

Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении установленного времени (в зависимости от количества заданий) преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования в журнале преподавателя каждому студенту выставляется оценки: «зачтено» или «незачтено», либо: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Преподаватель должен обсудить со студентами результаты тестирования, указать на допущенные ошибки и аргументировано объяснить правильные решения.

Решение практических задач

Решение задач проводится на практическом занятии в течение 15-45 минут в зависимости от особенностей и плана занятия с обязательным разбором решений.Студенту предлагается практическая ситуация (задача), которая должна быть точно оценена по нормам уголовного закона. При решении задачи не требуется разъяснять положения той или иной статьи УПК РФ, а необходимо точно указать статьи УПК РФ, их пункты, подлежащие применению. При наличии нескольких правил, подлежащих применению – последовательность их применения, по возможности ее обосновать. В случае коллизии или конкуренции норм – указать правила и результат их разрешения для данной ситуации.Если задача предполагает несколько вариантов решения, то студент должен обосновать все из них.Ответы на задачи должны быть четкими, лаконичными в изложении, точными в своем содержании.Студенту требуется иметь ввиду, что все обстоятельства, указанные в условии задачи, являются установленными и доказанными. Студенту требуется не доказывать условия, а оценивать их с точки зрения норм УПК РФ. Если то или иное условие сформулировано не совсем четко и это имеет принципиальное значение для правовой оценки ситуации, то данное условие студент вправе словесно скорректировать самостоятельно и при ответе указать на эту корректировку и дать оценку в соответствии с данными уточнениями. Также для корректировки условия студент может обратиться к преподавателю.Решение задач должно производиться студентами как в рамках домашней самоподготовки, так и на аудиторных практических занятиях.После решения задач в рамках домашней самоподготовки на аудиторных практических занятиях имеющиеся ответы на задачи озвучиваются и обсуждаются (с указанием верных решений и ошибок в решении). Преподаватель вправе предлагать заранее не заготовленные задачи (то есть формулировать их самостоятельно), которые зачитываются вслух (преподавателем или студентом) и решаются совместно с учебной группой. Различные задачи могут быть распределены между студентами в аудитории.Целью каждого практического занятия является закрепление студентами полученных теоретических знаний по соответствующей теме и умение их применять в реальных практических ситуациях.

По результатам решения задач в журнале преподавателя каждому студенту выставляется оценки: «зачтено» или «незачтено», либо: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Итоговый контроль

Итоговый контроль по дисциплине по всем формам обучения – зачет / экзамен.

Зачет и экзамен являются составными частями аттестации студентов. Цель зачета, экзамена – установить глубину профессиональных знаний студента, степень его подготовки к самостоятельной работе.

Критерии оценки ответа по вопросам (какие способности особенно ценятся при ответе на любой из экзаменационных вопросов):

ü умение выделять основные утверждения;

ü умение видеть и формулировать проблему;

ü умение оперировать базовыми категориями, различать их принципиальные особенности;

ü умение определять тенденции и перспективу практической применимости теоретических выводов.

Методика проведения зачета (экзамена)

Оценивание знаний, умений, навыков студента осуществляется на основании правил Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утв. Ученым Советом УлГУ.

Зачет по дисциплине может быть проведен в форме, избираемой на усмотрение преподавателя – в традиционной форме устного или письменного опроса по билетам, в форме коллоквиума т т.д. (как правило, в зависимости от уровня подготовленности группы, выявленного в период практических занятий).

При подготовке юристов целесообразно проводить зачет (экзамен) в традиционной форме: устный ответ на вопросы билета.

Перечень вопросов, включаемых в билеты, утверждается решением кафедры и передается для заблаговременного ознакомления студентами в библиотеку, и/или размещается на сайте факультета. Ознакомиться с вопросами можно также на кафедре уголовного права и криминологии (у лаборанта). Группировка вопросов в билеты осуществляется преподавателем дисциплины и утверждается решением кафедры. Зачет проводится преподавателем, проводившим занятия в течение семестра (при отсутствии – заведующим кафедрой или по его указанию иным преподавателем кафедры).

Критерии оценки ответов. Оценки по вопросам билета определяются отдельно, а итоговая оценка определяется как среднее арифметическое оценок по отдельным вопросам. Оценка вопросов на зачете осуществляется по двухбальной шкале – «зачтено» или «не зачтено», на экзамене – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», в соответствии с таблицей уровней сформированности компетенций.

На «зачтено» («удовлетворительно») оценивается ответ на вопрос, если вопрос раскрыт правильно, то есть без ошибок и даны ответы на все поставленные вопросы. Ответ оценивается на «хорошо», если он включает в себя указание на существующие проблемы теории и практики, тенденции правового регулирования; на «отлично», если студент (слушатель) ориентируется в дискуссионных вопросах науки уголовного права и практики применения уголовно-правовых норм, приводит различные точки зрения, дает им оценку и свободно аргументирует собственную позицию.

Допустимо для оценки «зачтено» («удовлетворительно») правильное раскрытие вопроса при его неполноте, упущении некоторых существенных деталей либо полно, но с ошибками, не являющимися грубыми.

Оценка «незачтено» («неудовлетворительно») выставляется студенту 1) при наличии грубых ошибок в ответе, 2) непонимании сущности излагаемого вопроса, 3) неумении применять знания на практике, 4) неуверенности и неточности ответов на дополнительные и наводящие вопросы. Данная оценка выставляется при отказе от ответа, его отсутствии (в том числе отсутствии характеристики большинства признаков, определяющих ответ на вопрос; формировании всего ответа на примерах), или наличии рассуждений обыденного характера без юридически грамотного изложения.

Преподавателю предоставляется право освобождать студента от сдачи зачета с выставлением положительной оценки по предмету в случае успешного его усвоения студентом в течение семестра (по результатам практических занятий).

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

8.1 Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к зачетам и экзаменам

8.1.1. Список вопросов для зачёта

  1. Понятие уголовного процесса и его назначение.
  2. Источники уголовного процесса.
  3. Формы (типы) уголовного процесса.
  4. Уголовно- процессуальное право. Уголовно - процессуальные отношения..
  5. Уголовно - процессуальная форма и процессуальные гарантии.
  6. Стадии уголовного процесса. Краткая характеристика.
  7. Понятие и система принципов уголовного процесса. Разумный срок уголовного судопроизводства
  8. Принцип законности в уголовном судопроизводстве. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей.
  9. Принцип уважения чести и достоинства. Принцип неприкосновенности личности.
  10. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Неприкосновенность жилища. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых и иных сообщений.
  11. Свобода оценки доказательств. Право на обжалование процессуальных действий и решений.
  12. Язык, на котором ведется судопроизводство.
  13. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  14. Презумпция невиновности.
  15. Состязательность сторон.
  16. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса. Уголовно - процессуальные функции
  17. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
  18. Суд в уголовном процессе.
  19. Процессуальное положение подозреваемого.
  20. Процессуальное положение обвиняемого в уголовном процессе.
  21. Защитник в уголовном процессе.
  22. Орган дознания. Дознаватель.
  23. Потерпевший в уголовном процессе.
  24. Гражданский истец и гражданский ответчик, их процессуальное положение.
  25. Прокурор в уголовном процессе.
  26. Руководитель следственного органа.
  27. Следователь в уголовном процессе (полномочия следователя, его процессуальная самостоятельность).
  28. Уголовное преследование. Прекращение уголовного преследования.
  29. Иные участники судопроизводства.
  30. Предмет и пределы доказывания. .
  31. Понятие доказательства, его свойства.
  32. Классификация доказательств, ее значение.
  33. Процесс доказывания. Структура процесса доказывания.
  34. Сущность и способы собирания доказательств.
  35. Проверка и оценка доказательств.
  36. Обязанность доказывания в уголовном процессе.
  37. Правила отнесения доказательств к недопустимым.
  38. Вещественные доказательства.
  39. Протоколы следственных действий и судебного заседания как доказательства.
  40. Меры процессуального принуждения.
  41. Задержание подозреваемого.
  42. Меры пресечения (понятие, виды, основания и порядок их избрания, отмены и изменения).
  43. Заключение под стражу как мера пресечения.
  44. Меры пресечения не связанные с заключением под стражу.
  45. Иные меры процессуального принуждения.
  46. Процессуальные сроки и издержки.
  47. Ходатайства и жалобы.
  48. Реабилитация.
  49. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
  50. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.
  51. Общие условия предварительного расследования.
  52. Подследственность
  53. Общие условия предварительного следствия.
  54. Понятие и система следственных действий.
  55. Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент.
  56. Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
  57. Допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний.
  58. Производство судебной экспертизы.
  59. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения.
  60. Приостановление и возобновление предварительного следствия (понятие, основания, порядок).
  61. Прекращение уголовного дела на предварительном следствии.
  62. Окончание предварительного следствия с направлением дела в суд.
  63. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  64. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
  65. Обвинительное заключение. Обвинительный акт (сущность, значение, структура).
  66. Дознание.

Наши рекомендации