Список знаний, практических навыков и умений ординатора

1 уровень (+) - может профессионально ориентироваться по данному вопросу;

2 уровень (++) - может использовать приобретённые знания и навыки под руководством зав. отделением или специалиста по субдисциплине;

3 уровень (+++) - может самостоятельно применять приобретённые знания и умения.

Общие знания: Врач клинической лабораторной диагностики должен знать: · основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; · основы организации лабораторной службы; · организационные основы работы клинико-диагностических лабораторий; · правовые основы лабораторной службы, основные директивные документы определяющие деятельность КДЛ; · основы этики и деонтологии в профессиональной деятельности врача КДЛ; · международную систему единиц (СИ) в клинической лабораторной диагностике; · основные вопросы клинической лабораторной диагностики (клиническую патобиологию, лабораторную аналитику, клинико-лабораторную информатику); · организацию контроля качества лабораторных исследований и основы статистической обработки результатов; · современные представления о морфологической структуре и функции органов, тканей и клеток человека; · методы получения биоматериала для морфологических, биохимических, иммунологических, генетических исследований; · методы подготовки биоматериала для исследований (крови, мочи, мокроты, ликвора, дуоденального содержимого, кала и др.); · методы фиксации и окраски препаратов; · этиологию, патогенез, клиническую симптоматику и методы исследования основных заболеваний системы крови, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем, половых органов, центральной нервой системы, серозных оболочек; · понятие об онкогенезе, методах исследования в онкологии, общие цитологические признаки атипии, особенности предопухолевых процессов и наиболее часто встречающихся опухолей; · биохимию, патохимию и методы исследования белков, углеводов, липидов, ферментов, витаминов, пофиринов, желчных пигментов, химию и патохимию водно-электролитного обмена и КОС; · биохимические основы гормональной регуляции в норме и патологии; · современные представления о гемостазе, методы исследования и нарушения системы гемостаза; · основы иммунологии, методы исследования и патологию иммунной системы; · современые представления о наследственной патологии и методах диагностики наследственных болезней; · основные вопросы диагностики кожных и венерических заболеваний; · основные проблемы медицинской паразитологии, биологию возбудителей, клинические проявления и лабораторную диагностику основных паразитарных болезней человека; · формы и методы санитарного просвещения; · вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.   Общие умения. В соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен уметь: · поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований; · провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения; · провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и паталогоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы; · организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований; · организовать работу среднего медицинского персонала; · провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях); · работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.; · оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз); · определить необходимость дополнительного обследования больного; · оформить документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению; · работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории; · Знать правила техники безопасности в КДЛ.   Специальные знания, умения, навыки. Специалист клинической лабораторной диагностики должен знать, уметь : по биохимическим исследованиям: · получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования; · приготовить реактивы; · обработать химическую посуду; · построить калибровочные кривые; · работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.); · подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии* адаптировать реактивы для используемой аппаратуры; · производить необходимые расчеты; · выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.; · определить последовательность биохимических исследований (алгоритм); · оценить результаты биохимических исследований; · проводить контроль качества лабораторных исследований; · составить программу лабораторной диагностики и дифференциальной диагностики для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.); · владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы; · выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена; · диагностировать коагулопатии; · интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов; · оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и другими препаратами; · определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей; по гематологическим исследованиям: · фиксировать и окрасить гематологические препараты; · взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, - провести исследование эритроцитов, гемобина, тромбоцитов, лейкоцитов, оценить полученные результаты; · определить цветовой показатель и оценить эритроцитарные индексы, определяемые на гематологическом анализаторе; · провести исследование гематокрита, СОЭ, времени свертывания крови и времени кровотечения, оценить полученные результаты; · идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах; Оценить результаты, дать заключение; · идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга; · подсчитать миелограмму, оценить результаты; · провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты; · провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты; · исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. оценить показатели гемопоэза; · определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний; · провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях; · провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты · провести цитохимические реакции и оценить их результаты; · диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе; · провести исследование лейкоконцентрата на ЛЕ-клетки, оценить полученные результаты; · провести дифференциальную диагностику лейкемоидных реакций и лейкозов; · оценить пунктаты селезенки и лимфоузлов при реактивных состояниях и гемобластозах;   по общеклиническим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов: идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты; · описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, дебит-часа НС1, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты; · микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи, клетки и флору. Оценить полученные результаты; · описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцаперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллы (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты; · описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, их яйца, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты; · описать физические свойства мочи (количество, цвет, прозрачность), определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты; · выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты; · выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, Микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты; · выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты. · провести исследование вагинального отделяемого в окрашенном препарате, оценить степень чистоты, определить индекс созревания, КПИ и другие параметры кольпоцитологического исследования, определить тип мазка. Оценить полученные результаты;   по цитологическим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс; · выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию; · дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию, фоновые процессы; · диагностировать предраковые состояния, гиперплазию (реактивную и опухолевую), опухоли; · определять по возможности цитологическую форму и степень дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, мочевого пузыря, почек, тела и шейки матки, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга;   по паразитологическим и микробиологическим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования, приготовить препараты; · идентифицировать в различном биологическом материале гельминтов и их яйца, простейшие; · дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и мазках периферической крови, оценить паразитемию количественно; · диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний, в том числе бледную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гоноккоков, трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний; · интерпретировать результаты исследований биологического материала, составить программу обследования;   по иммунологическим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · определить группу крови и резус-фактор; · проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях; · определить иммунный статус организма; · определить клеточный и гуморальный иммунитет; · проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях; по медико-генетическим исследования: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · провести диагностику по половому хроматину; · определить X и Y хромосомы; · исследовать кариотип; · культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа; · приготовить препараты культуры лимфоцитов Манипуляции. Врач клинической лабораторной диагностики должен уметь проводить следующие манипуляции: · оказать помощь на догоспитальном этапе при внезапной смерти, при поражении электрическим током, ожогах, острых отравлениях; · остановка кровотечения; · взятие капиллярной крови для лабораторного анализа; · взятие венозной крови для анализа. Степень освоения(+,++,+++)




Ответственный за ординатуру ______________________________________

Научная работа

Тема Этапы, характер, объем работы
   
   

Публикации по результатам научной работы:

Соавторы, название Издание, стр.
   
   

Выступления по результатам научной работы:

Тема Соавторы Наименование конференции
     
     
     
     
     
     
     
     

Подпись руководителя __________________________________________

Учебно-методическая работа

Наши рекомендации