Обра. Проблема, принцип, формы
12. Дистанционное образование+,-
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
· Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
· Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
· Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
· Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
· Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
· Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
· Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
· Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
· Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
· Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
· Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
· Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
· Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
· В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
13. Проблемы управления системой образования
Образование всегда играло и продолжает играть определяющую роль
для развития общества.
Управление образованием – это, прежде всего, системнаядеятельность. В целом, управление представляет собой такое целенаправленное воздействие на объект, в результате которого он переходит в требуемое состояние. Отсюда следует, что необходимо четко понимать, какое состояние управляемого объекта мы желаем получить, и какие шаги следует предпринять для достижения заявленных целей.
Проблемы, которые можно наблюдать в управлении системойобразования, фактически те же, что и проблемы управления, в целом:
1) раздувание управленческих штатов;
2) некомпетентность чиновников;
3) неэффективное расходование бюджетных средств;
4) стремительный рот отчетности;
5) коррупция;
6) неверная постановка общей задачи в развитии образования;
7) отсутствие четкой, научно обоснованной программы реформ
Управление образованием усложняется в связи с несовершенствомнормативно-правового регулирования. Новый закон об образованиивызывает справедливую критику
Изложенные выше позиции позволяют сформулировать выводы, направленные на совершенствование управления системой образования:
1) Необходимо отказаться от идеи, что образование – это, прежде всего, услуга, которая должна приносить прибыль. Образование – это важнейшая функция государства, это инвестиции в будущее, призванные обеспечить прорыв страны. Впрочем, сегодня речь идет, скорее, не о прорыве, а о выживании.
2) Необходимо резкое сокращение отчетности работников образовательных учреждений. Всем понятно, что эти бесчисленные отчеты плодят стремительно увеличивающиеся в количестве чиновники, чтобы оправдать свое существование.
3) Необходим отказ от нерационального расходования бюджетных средств, от бюджетного финансирования непрофильных специальностей в вузах. При этом должна осуществляться всемерная поддержка специальностей и направлений, имеющих приоритетное значение для развития экономики страны, поддержка квалифицированных преподавателей и тянущихся к знаниям студентов и аспирантов.
4) Вузы должны лишиться унизительной и деструктивной зависимости от количества платных студентов. Необходимо изменить ситуацию, при которой деканаты держатся за любого контрактного студента, не отчисляют тех, кто категорически не желает или не способен учиться. Те университеты, которые не стеснены в средствах, могут легко отчислять отстающих студентов и тем самым способствовать поддержанию высокого уровня образования.
5) Необходимо проводить целенаправленную политику по борьбе с продолжающейся бюрократизацией образования. Прежде всего, следует повысить требовательность к чиновникам, занятым в системе образования, безжалостно избавляться от тех из них, которые доказали свою некомпетентность или замешаны в коррупционных связях.
6) Самое главное заключается в том, что реформирование системы образования должно осуществляться на основе мнения научно- педагогического сообщества, а не на основе чиновничьего волюнтаризма.