Принцип фальсификации и проблема демаркации

Методологическая концепция Поппера получила название фальсификационизма, так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости. Именно в этом и заключается основное различие между философией Поппера и неопозитивизмом. Суть расхождения во взглядах связана с такой важной для философии науки проблемой, как проблема демаркации. В европейской философии науки, начиная с Бэкона и Ньютона, существовало мнение, что отличие науки от других видов знания заключается в принципиальной верифицируемости (опытной подтверждаемости) основных научных положений.

Так, например, члены Венского кружка, в частности Р. Карнап, предлагали рассматривать в качестве осмысленных только такие высказывания, которые могут быть редуцированы к высказываниям, констатирующим эмпирические факты (так называемым "протокольным предложениям"). Высказывания же, не дающие возможности эмпирической верификации, рассматривались как не имеющие смысла, т.е. такие, вопрос об истинности или ложности которых не может быть поставлен, вследствие чего все философские суждения признавались бессмысленными. На этом основании и проводилось различие между наукой и метафизикой, т.е. решалась проблема демаркации.

В "Логике научного исследования" Поппер также обращается к проблеме демаркации, но предлагает иное решение. Если логические позитивисты во главу угла ставили принцип верификации, т.е. эмпирического подтверждения, а также индуктивный метод, в соответствии с которым каждый новый факт, подтверждающий теорию, увеличивает вероятность ее истинности, то Поппер обращает внимание на следующее обстоятельство: можно привести множество данных в поддержку теории, но один-единственный факт в состоянии ее опровергнуть. Следовательно, по сравнению с верификацией опровержение имеет большую значимость для определения истинностного статуса научной теории.

Чтобы подчеркнуть эту особенность, Поппер вводит понятие корроборации (от англ. corroboration "подкрепление", "подтверждение"). В отличие от верификации, корроборация - это подтверждение, не повышающее вероятности истинности рассматриваемой теории. Корроборированной считается теория, предполагающая возможность эмпирической проверки и успешно эту проверку выдержавшая. Но даже высокая корроборированность не исключает возможности опровержения, т.е. фальсификации.

Согласно введенному Поппером принципу фальсификации, к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, т.е. высказывания, способные приходить в столкновение с опытом (быть опровергнутыми).

Как и логические позитивисты, Поппер противопоставлял теоретический и эмпирический уровни научного знания. Эмпирические свидетельства, способные подтвердить или опровергнуть теорию (так называемый эмпирический базис), фиксируются с помощью базисных предложений, которые по форме являются описаниями единичных фактов, причем это описание констатирует существование какого-либо явления. Базисное предложение не просто является результатом фиксации какого-либо наблюдения, оно должно получить признание научного сообщества, т.е. стать научным фактом. Эмпирические (или базисные) предложения верифицируемы непосредственно, а теория - нет. Но из любой теории можно вывести следствия, которые будут ее потенциальными фальсификаторами. Таким образом, любая научная теория запрещает существование некоторых фактов. Причем чем "лучше" теория, тем больше фактов она запрещает. Приведем пример: даже такое примитивное "теоретическое" утверждение, как "все вороны черные", имеет своим следствием высказывание "неверно, что существует нечерный ворон". Отсюда можно сделать следующий вывод - теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных классификаторов не пуст, т.е. если в принципе возможно существование нечерных воронов.

Применение принципа фальсификации позволяет провести различие между наукой и метафизикой. Любая научная теория в отличие от философской может быть фальсифицирована на основании эмпирических фактов. Более того, все научные теории являются заведомо ошибочными, т.е. представляют собой лишь существующее на данный исторический момент приближение к истине. Это положение получило название принцип фаллибилизма (от англ. fallible "погрешимый", "ошибочный"). Развитие же науки представляет собой смену одних ложных теорий другими, также ложными, но ближе стоящими к истине. Принцип фаллибилизма был впервые введен в философию науки американским философом конца XIX в. Ч. С. Пирсом.

Из принципа фаллибилизма следует принцип реализма, т.е. позиция, согласно которой содержание знания не может быть сведено к данным чувственного опыта, как это предполагает феноменализм. За данными опыта, ощущениями должна стоять объективная реальность, которой и обязана в идеале соответствовать теория. Только в этом случае можно говорить о ложности и истинности, так как ощущения сами по себе не могут быть ложными либо истинными. Поппер (в отличие от логических позитивистов) верит в существование мира и признаёт, что человеческое познание стремится к истинному описанию этого мира. Вместе с тем он признаёт, что реальность ускользает от познания. Истина существует, но она недостижима. Именно по этой причине в книге "Логика научного исследования" Поппер вообще не пользуется понятием "истина".

Логические позитивисты (М. Шлик и др.) пришли к выводу, что законы природы представляют собой не высказывания об эмпирическом (т.е. - с точки зрения логического позитивизма - "подлинные" высказывания), а "псевдовысказывания", или же правила образования и преобразования высказываний, поскольку не могут быть полностью "разрешимы", т.е. верифицирумы или фальсифицируемы эмпирически. Но такое понимание ставит под сомнение сам теоретический уровень научного знания. Для того чтобы разрешить эту трудность, Поппер предлагает отказаться от такой точки зрения и признать, что научные законы как общие высказывания являются "частично разрешимыми", т.е. они не могут быть верифицированы, но могут быть фальсифицированы эмпирически.

Таким образом, критерием демаркации является именно критерий фальсифицируемости.

Наши рекомендации