Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Одна из самых важных задач обучения в специальной школе состоит в том, чтобы определенный программой минимум знаний, умений, навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. Опора на психологические особенности памяти - одно из условий достижения прочных результатов в обучении. Издавна в практике обучения используются различные приемы и способы запоминания и сохранения в памяти изученного материала, самый древний из которых, наверное, повторение. Однако повторение в специальной школе в связи с особенностями памяти умственно отсталого школьника имеет свои особенности. В первую очередь оно должно быть разнообразным по форме. На важность этой проблемы для коррекционной школы неоднократно обращал внимание Х.С. Замский. Знания, умения, навыки становятся прочными, если ученик специальной школы применяет их в своей жизни, в практической деятельности. Поэтому связать знания, умения и навыки с практикой - значит обеспечить на длительное время их сохранение в памяти и хорошие условия для воспроизведения материала. Важно раскрыть перед умственно отсталыми школьниками практическое значение получаемых знаний, показать те стороны жизни, в которых их можно применить.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы, что для эффективного коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых школьников в специальной коррекционной школе:

- обучение должно всесторонне развивать личность каждого учащегося;

- обучение должно быть воспитывающим;

- обучение строится на основе учета психофизических особенностей
учащихся;

- в обучении должна широко использоваться наглядность;

- обучение должно обеспечивать прочность усвоения знаний, умений и навыков;

- обучение обеспечивает индивидуальный подход к ребенку.
Особенностью процесса обучения в коррекционной школе являются

мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или сложной, сочетающей в себе разные мотивы. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, стремление к труду, к получению специальности. Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. У учащихся специальной школы, как правило, доминируют нейтральные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает, повинна микросреда - семья, сверстники и так далее. Одной из особенностей специальной коррекционной школы является то, что начальные классы состоят из учеников, переведенных из общеобразовательных школ, в которых они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки сверстников выработали у них стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед педагогическим коллективом специальной школы в этом случае встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитание положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Моделирование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к учению. Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие во внеклассной и внешкольной работе.

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми должна вестись в следующих направлениях:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- предотвращение наступления утомления учащихся;

- использование методов обучения, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

- проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;

- использование коррекционно-развивающих игр, упражнений.

В контексте работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, коррекционно-развивающие воздействия должны строиться с учетом всех возможных взаимосвязей проявления первичного дефекта и обусловленных им нарушений на всех уровнях анализа. Так, для ребенка с первичным сенсорным дефектом наиболее актуальной задачей в коррекционно-развивающей работе будет развитие компенсаторных возможностей на психофизиологическом уровне (развитие тактильной, слуховой чувствительности у слепого ребенка), что создаст базу для более полноценного формирования познавательной, эмоциональной и других психических сфер, и, следовательно, уменьшит риск возникновения отклонений на личностном, микрогрупповом и социальном уровне. Для ребенка с педагогической запущенностью актуальными будут задачи, связанные с коррекцией на личностном уровне (развитие мотивационной сферы, например), что создаст условия для доразвития и формирования систем на индивидуально-психологическом уровне, а также на более высоких - микрогрупповом и социальном. Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой системой образования, здравоохранения и социальной защиты.

1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, таких как, например, голодание и недоедание, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д. Любые педагогические и психологические воздействия будут малоэффективными без решения задачи оздоровления и исключения неблагоприятных воздействий.

2. Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль) при своевременной диагностике и раннем начале коррекционных занятий.

3. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

4. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов.

5. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) - традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

6. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного
развития.

Это направление важно для детей всех возрастов. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п. Это направление практически сливается с психологическим консультированием и коррекцией, с одной стороны, и с психотерапией - с другой (в случае присутствия психопатологического радикала).

7. Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

8. Ранняя коррекционно-развивающая помощь.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками -это очень важная область деятельности не только для педагогов, но и для психологов, социальных педагогов. Она должна вестись планомерно, строиться на научной основе.

Наши рекомендации