Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

В основном в детских дошкольных образовательных учреждениях наибольшее внимание уделяется развитию познавательной сферы детей, развитие эмоциональной сферы проработана и затронута не так глубоко. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является достточно актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относиться к числу важнейших условий развития личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Таким образом, имитация детьми различных эмоциональных состояний оказывает влияние на их самочувствие, создавая определенный эмоциональный настрой, способствует развитию психомоторики, произвольной регуляции поведения, то есть является основным методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.
Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является включение в занятия элементов упражнений, целью которых является эмоциональное воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний, а так же методов и арт-терапевтических техник.

Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет специалисту глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение.Использование на коррекционно- развивающих занятиях арт-терапии и нетрадиционные техники позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Становиться очевидным, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Цели и задачи таких занятий — помочь ребенку поверить в собственные силы; развить творческие способности, научить адекватному эмоциональному реагированию, устранить стереотипы поведения, реконструировать полноценные контакты ребенка со сверстниками и родными, сформировать основы позитивной Я-концепции ребенка.

Для развития эмоциональной сферы, творчества и систематизации знаний детей были поставлены следующие задачи:

«Формирование позитивной Я-концепции»

-Различать свои индивидуальные особенности: свой внешний облик, манеру поведения.

-Описывать свои чувства, желания.

-Передавать свои чувства, желания разными средствами (же­сты, мимика, поза, походка, слова).

-Осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.

«Развитие эмоциональной сферы»

• Когнитивный аспект:

-Познакомить с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, страх, гнев, стыд, отвращение, презрение.

- Учить распознавать эмоциональное состояние других лю­дей по мимике, позе, жестам.

- Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

- Учить распознавать разницу между чувствами и поступками.

-развитие творческого мышления, воображения;

-создание условий для самопознания и самовыражения;

-снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

-развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

-развитие навыков рефлексии.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

-Настрой-приветствие («ритуал») (5-10% общего времени от занятия)

Подготовка участников к спонтанной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации.

Начало занятия — настрой на творчество.

В качестве ритуального начала нашего занятия мы использовали каждое наше занятие упражнение-игра "Доброе живот­ное".

Цель игры — развитие чувства единства группы.

Ход занятия:

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное.

Давай­те прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьет­ся его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад.

И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Наше занятие начинается. Здравствуйте!

-Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений (10% общего времени от занятия).

Включает в себя элементы музыкальной, танцевальной терапии в сочетании с творчеством. Отмечен положительный эффект при сочетании «арт» и танцевально-двигательной терапии. Безусловно, необходимо принять во внимание принципы и процеду­ры игровой психотерапии.

Музыкальное сопровождение на занятиях было использовано либо как фон, или как активная часть для реализации танце-двигательной части нашего занятия.

В качестве фона использовалась спокойная музыка (звуки моря, звуки леса и т.д.).

-Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы) (40-50% общего времени от занятия).

Индивидуальное творчество для исследования собственных чувств, проблем и переживаний. Занятия творчеством проходят в специально оборудованной «рабочей» зоне. В работе использовались различные арт-материалы: восковые мелки, масляные мелки,пастель, гуашь, акварель, пальчиковые краски и т.д.

В начале каждого занятия, в зависимости от темы занятия, в форме рассказа и/или демонстрации дополнительного методического материала (например, картотека эмоциональных лиц, пиктограмм и т.д.) доступно раскрывалась тема занятия. Так же использовались упражнения на развитие мимики, пантомимики и т.д.

Осуществление деятельности происходит под спокойную музыку, молча или с небольшими комментариями детей в качестве обсуждения темы нашего занятия, но без оценки работ друг друга. Темп деятельности и скорость работы в группе неравномерный.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке (по необходимости в сопровождении релаксационной музыки). Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

- Заключительный этап. Рефлексивный анализ (40% общего времени от занятия).

Рефлексивный анализ работы в безопасной обстановке группы.

Обсуждение результатов работ проходит в «чистой зоне» кабинета. Все участники занятия рассаживаются на ковровом покрытии по кругу. Расстановка детей по кругу считается наиболее комфортной для процесса рефлексии и обсуждения результатов.

В конце каждого занятия каждый из участников рассказывал о своей работе. Ведущим, в процессе рассказа, задавались наводящие вопросы. Мы в группе заранее обговорили, что остальные участники могут высказывать свое мнение и описывать свои ощущения от рассказа и работы, задавать вопросы, но только в безоценочной форме. Все правила поведения в группе на занятиях мы оговаривали на первом занятии.

Атмосфера эмпатии, взаимопомощи, складывающаяся на за­нятиях, позволяет каждому участнику арт-терапии пе­режить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Доверие, которое формируется на занятиях, позволя­ет участникам спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить квзаимопониманию и помогать друг другу.

В конце каждого занятия ведущим подчеркивался успех каждо­го и всей группы в целом.

-Настрой-прощание и выхода («ритуал») (5-10% общего времени от занятия)

В качестве ритуального окончания занятия мы с детьми использовали упражнение-игру "Доброе живот­ное".

Цель игры — окончание занятия в обстановке психологического комфорта, закреплении положительного настроя.

Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. Используются различные методы изображения (рисование пальчиковыми красками, масляными мелками, восковыми мелками, гуашью, акварелью, методом тычка, и др.)

Мною было проведено 12 занятий с группой детей старшего дошкольного возраста. Количество участников в группе варьировалось от 3 до 5.

Ожидаемые результаты

На выходе участники должны повысить уровень творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, сформировать умение эффективно общаться с другими.

•Развитие мелкой и крупной моторики;

•Развитие чувства свободы творческого проявления, в том числе выражать свои эмоции, как позитивные, так и не­гативные, проявление спонтанности, проявления своего творческого начала, возможности выйти за привычные рамки стереотипов поведения.

•Развитие таких качеств как организованность, инициативность, усидчивость.

•Стимулирование интереса ребенка занятиям, активизирующим интеллектуальную и творческую активность.

• Преобладание положительных эмоций; исчезновение в поведении агрессивных тенденций и по­явление доброжелательности;

• Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, вы­ражение положительных эмоций через рисунок).

• Повышение самооценки.

Психологам арт-терапевтические упражнения могут помочь:

• установить доверительные отношения в группе

• в интерпретации и диагностики актуального со­стояния

Практикум.

Наши рекомендации