Особенности организации педагогической помощи детям с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В качестве основных направлений педагогической помощи лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития выделены: формирование представлений о себе, навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, ориентации в окружающем мире, умения общаться и взаимодействовать с окружающими, навыков предметно-практической, бытовой и трудовой деятельности.
Формирование представлений о себе включает: соотнесение ребёнком себя со своим именем; познание собственного тела и распознавание своих психофизических ощущений; получение представлений о своей внешности; определение принадлежности вещей; выражение своих интересов; сообщение общих сведений о себе и др. Содержание обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению включает в себя: сообщение о своих потребностях; выполнение действий, направленных на их удовлетворение; соблюдение гигиенических норм, содержание в чистоте окружающего пространства; соблюдение элементарных правил безопасности жизнедеятельности. В ходе развития представлений об окружающем мире у детей формируются навыки ориентации в пространстве, во времени, расширяются представления о внешнем окружении. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений происходит в процессе обучения умению вступать в контакт и поддерживать его, используя невербальные и вербальные формы коммуникации, соблюдать общепринятые правила общения. Процесс обучения предметно практической, игровой и доступной трудовой деятельности направлен на формирование умений пользоваться предметами по назначению; достигать результата в деятельности путем последовательного выполнения определенных действий; выполнять отдельные операции, участвуя в коллективной работе; соблюдать меры безопасности при самостоятельной работе; оценивать полученный результат.
Доступность содержания и поэтапность педагогической помощи позволяют включить всех детей в процесс обучения с учётом особенностей и уровня их развития. При этом используются различные методы, приёмы и средства, направленные на развитие моторных и координационных функций, формирование механизмов произвольной регуляции поведения, активизацию когнитивных и аффективных компонентов познавательной деятельности и др.
Вторым значимым компонентом системы педагогической помощи лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития является консультативная помощь семье, воспитывающей ребёнка-инвалида. Она обеспечивает взаимодействие специалистов и родителей по всем вопросам педагогической помощи ребёнку, основанное на заинтересованности в развитии ребёнка, взаимном уважении и доверии. Развитию взаимодействия специалистов и родителей, активизации участия семьи в воспитании детей-инвалидов способствуют беседы, консультации, семинары и другие мероприятия, проводимые специалистами по вопросам обучения и воспитания детей. В ходе контактов между родителями и специалистами согласовываются конкретные действия для воспитания ребёнка в семье и в учреждении.
В качестве третьего важнейшего компонента системы педагогической помощи выступает взаимодействие специалистов и родителей с субъектами местного сообщества, которое направлено на формирование в обществе доброжелательного отношения к лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Развитию толерантного отношения социального окружения способствует проведение образовательным учреждением и семьями комплексных мероприятий, направленных на информирование общественности об особенностях развития, потребностях и возможностях лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и установление контактов со сверстниками из массовых и специальных (коррекционных) школ, организацию взаимодействие с согражданами в социально-культурной и социально-бытовой деятельности (в частности, регулярная работа со средствами массовой информации по освещению различных проблем жизнедеятельности лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями; проведение совместных мероприятий с учащимися массовых школ и студентами вузов; регулярные выезды в город на прогулку, экскурсии, за покупками и др.).