Система оказания помощи лицам с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в Республике Беларусь.

ГЛАВА 55 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬнОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАТЬЯ 259. Срок получения образования лицами, осваивающими содержание образовательных программ специального образования.

1. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

2. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможности освоения ее содержания, структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и составляет для получения:

2.1. общего базового образования –– от девяти до десяти лет;

2.2. общего среднего образования –– от одиннадцати до двенадцати лет;

2.3. общего среднего образования в вечерних школах, вечерних классах –– от двенадцати до тринадцати лет.

3. Сроки обучения лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют:

3.1. на I ступени — от четырех до пяти лет;

3.2. на II ступени — пять лет;

3.3. на III ступени — два года (в вечерних школах, вечерних классах — три года).

4. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет:

4.1. в первом отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) — от десяти до двенадцати лет;

4.2. во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — девять лет.

СТАТЬЯ 263. Специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат)

3. В специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах) для обучающихся с наруше­ниями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) или нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом).

СТАТЬЯ 264. Вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат)

3. Во вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате) обучающимся с нарушениями речи оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом).

СТАТЬЯ 265. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2….Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особен­ностями психофизического развития проводится с согласия и в присут­ствии его законного представителя….. Обучение и воспитание ребенка… осуществляются с письменного согласия его законного представителя…. Согласие (отказ) законных представителей на обучение ребенка по программе специального образования оформляется в заключении ЦКРОиР.

22. Методы, приемы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми школьного раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

.
1.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

  • развитие умения владеть средствами общения;
  • формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  • формирование умения коллективного обсуждения заданий;
  • умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
  • формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

  • расширение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
  • формирование развернутой монологической и диалогической речи, развитие умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
  • формирование понятийного аппарата и развитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • формирование грамматических систем речи, расширение словарного

запаса (знакомство с определениями, синонимами, антонимами).
3. Развитие произвольности психической деятельности:

  • формирование умения работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
  • развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • формирование произвольности, как компонента речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, умение развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
  • развитие и совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие умения планировать предстоящую работу, определять пути и средства достижения учебной цели;
  • формирование умения осуществлять контроль своей деятельности. Овладение контрольно-оценочными действиями;
  • развитие умения подчинять свою деятельность времени, отведенному на выполнение задания.

4. Развитие пространственных представлений:



  • формирование умений различать геометрические формы;
  • усвоение учащимися понятия величины;
  • усвоение таких характеристик пространства, как расстояние и направление, правильное использование понятий, обозначающих эти характеристики;
  • ознакомление с правилами пространственной организации рабочего (учебного) материала;
  • развитие пространственной ориентации в тетради и помещении;
  • формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью простой схемы, а также самостоятельно ее создавать;
  • совершенствование координации движений в пространстве;
  • обучение в практической деятельности оперированию с пространственными объектами (измерения, графические построения и т.д.), развитие глазомера;
  • формирование умения манипулировать с образами, делая различные мысленные преобразования: вращения, расчленение на части и соединение их в целое, перегруппировку исходных элементов и т.п., развитие способности ребенка действовать у уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 50 ча-
сов, с интервалом 2 часа в неделю. Продолжительность каждого занятия 40—45 минут.
Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность, так как позволяет осуществить перенос умения навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Коллективное обсуждение многих знаний, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умения выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими и т.д.
Оптимальной формой работы является игровое занятие в малой группе детей (5-7 учащихся).
Одно из основных направлений всей коррекционно-развивающей работы является повышение самооценки и учебной мотивации учащихся. И поэтому наличие коллектива в данном случае может оказать большую помощь. Большинство дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении имеет недоразвитие произвольной деятельности и очень часто демонстрирует инфантильные способы поведения. У них недостаточно сформирован образ «Я» (мне не доверяют окружающие, не верят в меня, я тоже не верю в себя и не знаю, каков я). Именно поэтому использование игр и упражнений, способствующих формированию социально приемлемых форм поведения. Установления контакта, повышение уверенности в себе является обязательным элементом коррекционных занятий.
При планировании и проведении занятий с детьми младшего школьного возраста с трудностями адаптации и трудностями в обучении необходимо учитывать некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса.

  • Усложнение предъявляемых заданий: от совместного выполнения задания с подробным инструктажем до творческих, самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно разработать или придумать подобное задание).
  • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях ситуацию школьного урока.
  • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент. Для этих детей игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо наоборот, неадекватно завышенной (как защитный механизм). Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность учащимся с завышенной самооценкой получить обратную связь о своих возможностях.
  • Введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д. ), которые получает школьник. В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» или «ворон».
  • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с такими детьми, так как дает им возможность оптимально распределить их энергию и способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

6. Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал – покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания (дети «держат себя в руках, замерев на месте, психолог стоит спиной к группе и, неожиданно, разворачиваясь, отмечает самых усидчивых «разведчиков» (разведчики в засаде) и т.д. Подобные упражнения должны использоваться на занятиях не эпизодически, а регулярно.

№12

Наши рекомендации