Глава 7 ранняя комплексная помощь

51. В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

52. Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения с максимальным сокращением разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи.

53. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР создается кабинет ранней комплексной помощи.

В кабинете создается адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.

54. В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи.

55. Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем ЦКРОиР.

Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем ЦКРОиР.

56. Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2 - 3 раза в месяц и включает:

занятие непосредственно с ребенком;

консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;

обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;

оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.

Общая продолжительность занятия составляет 1 час.

57. В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 - 3 раза в неделю.

58. В ЦКРОиР могут открываться группы для детей с особенностями психофизического развития старше двух лет по возможности со сходными нарушениями. В группе устанавливается гибкий режим функционирования 2 - 5 раз в неделю с временем пребывания детей до 4 часов в день. Наполняемость группы составляет 2 - 4 человека.

Режим функционирования группы определяется учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.

20. Особенности разработки индивидуальных коррекционно-образовательных программ для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Статья 30. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет

1. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет организуется в рамках оказания ранней комплексной помощи в условиях семьи, организаций здравоохранения и учреждений образования и включает выявление физических и (или) психических нарушений, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и (или) устранение ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей с особенностями психофизического развития, консультирование и обучение их законных представителей способам ухода и оказания специальной помощи таким детям в условиях семьи.

2. Особенности организации образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет определяются Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 31. Особенности организации образовательного процесса для некоторых категорий лиц с особенностями психофизического развития

1. Обучение лиц с нарушениями зрения осуществляется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования при соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса для данной категории лиц. Обучение незрячих (слепых) осуществляется на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабовидящих – по учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом.

2. Обучение лиц с нарушением слуха на всех уровнях основного образования осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе. Обучение лиц с нарушением слуха в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, осуществляется с использованием сурдоперевода.

3. В зависимости от степени потери слуха образовательный процесс для лиц с нарушением слуха организуется на двух отделениях (первое и второе). Образовательный процесс на втором отделении организуется на белорусском или русском (в устной, письменной, дактильной формах) и жестовом языках. Порядок и особенности организации образовательного процесса на первом и втором отделениях определяются Министерством образования Республики Беларусь.

4. Изучение иностранного языка лицами с нарушением слуха, обучающимися на втором отделении, и лицами с нарушениями речи организуется по желанию обучающихся.

5. В зависимости от степени умственной отсталости образовательный процесс для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется на двух отделениях (первое и второе). Обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью на втором отделении, не способных освоить специальные учебные программы, организуется по индивидуальным учебным планам и программам, разрабатываемым специалистами, осуществляющими образовательный процесс, и утверждаемым руководителем учреждения образования. Порядок и особенности организации образовательного процесса на первом и втором отделениях определяются Министерством образования Республики Беларусь.

№11

Наши рекомендации