С тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Особенности развития детей

Тяжёлое и множественное нарушение, согласно данным отечественных и зарубежных исследований, является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, социального поведения).

Люди с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениямиявляется специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.

Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колеблется от лёгкой до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации. Так, у большинства проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. Применение специальных электронных и механических устройств, программного обеспечения для персонального компьютера даёт возможность обучать детей первой группы управлению персональным компьютером и другими электронными приборами.

Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Они часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, шумовых раздражителях. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление глубины нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевых свойств детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливают трудности их обучения в условиях группы. Такие особенности требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы. Сохранные (в большинстве случаев) моторные функции детей второй группы делают возможным их обучение предметно-практической деятельности. Индивидуальный дифференцированный подход позволяет сначала формировать предметно-манипулятивную деятельность, затем умения использовать предметы соответственно их назначению, развивать предметную деятельность в ходе выполнения серий упражнений с различными объектами, навыки выполнения бытовых и трудовых операций.

Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, сходные с характеристикой детей второй группы. Среди диагнозов детей третьей группы преобладает умственная отсталость от легкой до глубокой степени. Большинство детей из названной группы имеют элементарные навыки общения. По сравнению с детьми из первой и второй групп у детей третьей группы обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети, владеющие вербальной речью, могут обратиться к окружающим и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или простого предложения. Некоторые дети не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов и слов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций – препятствуют выполнению целостного действия. Успешность обучения детей третьей группы предметной, бытовой и доступной трудовой деятельности различны. Результативность обучения определяется физическим и интеллектуальным развитием детей. При отсутствии парезов рук и при соответствующей интеллектуальной готовности дети данной группы овладевают отдельными навыками бытовой (стирка, глажение, подметание, приготовление пищи и др.) и трудовой деятельности (операции деревообработки, растениеводства, шитья, полиграфии и др.). В отличие от детей из второй группы большинство детей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом, у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.

Индивидуальные и типологические особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют специальных условий обучения. В качестве примера приводим описание организации обучения таких лиц в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики» г. Пскова. Далее представлены подходы к комплектованию классов, планированию, проведению и мониторингу обучения, отбору содержания по основным направлениям педагогической работы, использованию форм и методов обучения, этапов допрофессиональной подготовки, сотрудничеству центра с родителями.

Организация обучения

1. Приём детей и комплектование классов

ЦЛП принимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих инвалидность в связи с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Приём осуществляется на основании заявления родителей и по рекомендации городской психолого-медико-педагогической консультации. Противопоказаниями для приема в ЦЛП являются:

· хронические инфекционные заболевания,проявления которых могут быть опасными для окружающих;

· психические заболевания в тяжелых формах,представляющие опасность для окружающих;

· уровень физического, интеллектуального и социального развития, дающий ребенку возможность осваивать программу специальной (коррекционной) или общеобразовательной школы.

Приоритетом при приеме в ЦЛП пользуются дети и подростки, которые не посещают никакие другие образовательные учреждения и не получают обучения на дому.

Зачисление детей производится после проведения психолого-педагогического обследования, которое осуществляется в несколько этапов. На первом этапе проходит знакомство с семьей и с ребёнком в домашней обстановке. На втором этапе учитель собирает сведения о развитии ребёнка от разных специалистов, занимавшихся с ребёнком ранее и анализирует их. На третьем этапе ребёнок с одним из родителей приглашается в ЦЛП на один или несколько учебных дней для проведения психолого-педагогичекого обследования. Данные психолого-педагогического обследования протоколируются, заносятся в карту обследования ребёнка, которая является основанием для решения Педагогического совета о зачислении (или не зачислении) ребёнка в центр. С результатами обследования знакомятся родители (законные представители) ребёнка.

При приеме ребёнка с тяжёлыми эмоциональными нарушениями, у которого наблюдаются разные формы агрессии, крик и другие проявления деструктивного поведения, дезорганизующие деятельность класса, может быть установлен индивидуальный график посещения центра, составленный с учетом возможностей проведения специалистами индивидуальных занятий с ребёнком с целью его максимально возможной адаптапции к условиям обучения в группе.

Дети, посещающие ЦЛП, распределяются по классам с учётом возраста. В младший класс зачисляются дети в возрасте от 6 до 10 лет, в средний – от 10 до 14, в старший – от 14 до 18 лет. При комплектации классов, кроме возраста, учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в посторонней помощи. В связи с этим в составе каждого класса представлены три группы детей:

  1. до четырёх детей с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающихся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП, спастического тетрапареза, гиперкинезов и т.д.), и поэтому нуждающихся в постоянной физической помощи взрослого при переносе, передвижении коляски, одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.;
  2. до трёх детей с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и регуляции поведения (с проявлениями агрессии, самоагрессии, крика, «полевого» поведения и др.) и требующих постоянного контроля со стороны взрослых;
  3. до семи детей с умеренной или тяжёлой умственной отсталостью, в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующих постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

При такой наполняемости в каждом классе работают два специальных педагога и два воспитателя.

2. Планирование, проведение и мониторинг педагогической работы

Занятия с детьми проводятся в соответствии с расписаниями классов на основе индивидуальных программ обучения (ИПО), планов специалистов по предметным областям и календарно-тематических планов. ИПО составляются на один год специалистами при участии родителей. ИПО состоит из трёх частей. Первая часть содержит общие сведения о ребёнке, вторая характеристику развития ребёнка на момент составления программы и определяет приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка и третья часть ставит конкретные задачи педагогической помощи, определяет содержание обучения и воспитания ребёнка в условиях учреждения и семьи. Кроме того, ИПО имеет приложение, включающее упражнения для выполнения ребёнком в домашних условиях.

Для реализации ИПО планируется проведение индивидуальных и групповых занятий. Групповые занятия проводятся по следующим разделам и предметам:

· знакомство с окружающим миром;

· коммуникация (развитие речи, межличностные отношения);

· художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);

· музыка и движение;

· физкультура;

· гигиена и половое воспитание;

· ведение домашнего хозяйства (уход за вещами, уборка помещения и территории, кулинария);

· социально-бытовая ориентировка (покупки, городской транспорт, получение услуг);

· введение в математику;

· допрофессиональная подготовка (растениеводство, деревообработка, полиграфия, керамика, батик, шитье, ткачество).

Каждый предмет представлен в ИПО перечнем действий и операций, формируемых у учащихся в течение учебного года. Содержание же конкретных занятий отражается в календарно-тематических планах.

Для мониторинга педагогического процесса специалисты ведут журнал занятий, где отражают степень сформированности представлений, умений и навыков детей. Регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с ребёнком в условиях семьи и консультируют родителей по методическим вопросам. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося заполняется социограмма, ставятся задачи для ИПО на следующий год и пишется информационное письмо родителям, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам педагогической помощи.

Наши рекомендации