Рактеристика детей с временной задержкой психического развития по
К. С. Лебединской. Общие черты психического развития младших школь-
Ников с ЗПР, особенности их обучения. Дифференциальная диагности-
Ка ЗПР от сходных состояний.
Представления о ЗПР и их классификации
При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре
Внимания психолога стоит вопрос о классификации основных пси-
Хических расстройств, их структуры и степени выраженности. В отно-
Шении детского возраста психологическая оценка нарушений разви-
Тия не может быть полной, без учета отклонений от стадии возрастного
Развития, на которой находится ребенок.
Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине диз-
Онтогенеза будет выступать компонент психического недоразвития.
Явления асинхронии, т. е. отсутствие необходимого взаимодействия
Между отдельными системами, приводят к возникновению изоляции,
Патологической акселерации, регресса ряда психических функций, что
Задерживает формирование новых психических процессов, необходи-
Мых для нормального развития мозга.
Дети с задержкой психического и психофизического развития раз-
личного генеза составляют 5 % от общего числа учеников, обучающих-
ся в начальных классах общеобразовательных школ. Поэтому одной
Из важнейших задач современной практической психологии является
Основы специальной педагогики и психологии
Психологическая коррекция отклонений развития и вневрачебная по-
Мощь детям, имеющим трудности в обучении.
Дети, не являющиеся умственно отсталыми, но не могущие осво-
Ить программу начальных классов в установленные сроки, составля-
ют примерно 10 %.
Для обозначения этой группы детей с наиболее легкими отклоне-
Ниями в развитии, остающихся в рамках нормы, приняты различные
термины —≪задержка интеллектуального развития≫, ≪замедленный
темп развития≫ и т. д. В международной классификации болезней и при-
Чин смерти Всемирной организации здравоохранения (1965) принят
термин ≪пограничная умственная отсталость≫. Такое разнообразие
Терминологических обозначений свидетельствует о сложности кли-
Нической идентификации психических расстройств у детей, отста-
Ющих в развитии. Мы пользуемся распространенным в отечественной на-
учной литературе термином ≪задержка психического развития≫ (ЗПР).
Касаясь истории данного вопроса, следует отметить описанные
А. Бине и Т. Симоном (1911) группы ≪псевдоненормальных≫ учащих-
ся. Сюда были включены ≪отсталые в педагогическом отношении≫
И соматически больные дети. В. Филипп и П. Бочкур (1911) выделили
среди неуспевающих школьников группу ≪Субнормальных учени-
ков≫, куда вошли дети со ≪смягченными формами≫ умственной отста-
Лости и психическим инфантилизмом, низкая обучаемость которых
Имеет временный характер. Авторы назвали эту группу детей времен-
Но ненормальными.
Большое внимание вопросу клинической дифференциации неуспе-
Вающих школьников уделяли и отечественные исследователи.
И. Борисов (1925) выделил группу детей ≪с пониженным общим
развитием≫, отличающихся от педагогической запущенности и оли-
Гофрении. По его данным, число таких детей с возрастом постепенно
Уменьшалось. Е. М. Захарьян и М. А. Голозко (1928), сопоставив пси-
хофизическое состояние 150 ≪трудных≫ и неуспевающих в учебе де-
Тей с аналогичными данными контрольной группы здоровых, дисцип-
Линированных и хорошо успевающих сверстников, выявили у первых
Явления физической незрелости, плохое общее развитие, узость инте-
Ресов, слабую память, заторможенность психических процессов, не-
Доразвитие эмоций и пониженный психический тонус. У некоторых
Из них наблюдались беспечность, эгоцентризм, чрезмерная двигатель-
Ная активность.
С. И. Федоров (1936) среди 500 неуспевающих школьников выде-
Лил детей с задержкой развития, отличающихся слабым здоровьем
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) yjj
И физической незрелостью. Автор разработал оригинальные методы
Оценки ряда сторон интеллекта: восприятия, памяти, внимания, ком-
Бинаторно-конструктивных способностей, способности к системати-
Зации, логики. Сравнение с данными обследования нормально разви-
тых сверстников выявляло степень задержки развития (1-2 года).
С. И. Федоров отметил, что при задержке развития характер сниже-
Ния интеллектуального уровня отличается от такового при олигофре-