Ный интеллект соответствует норме, вербальный —нижняя граница

Нормы. Креативность крайне низкая.

Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения

незрелые,*зависят от мнения более старшнх подростков. Уровень при-

Тязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познава-

Тельные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмо-

Ции крайне лабильны. Отмечается высокая внушаемость.

Какой тип нарушений психического развития отмечается в дан-

Ном случае?

Соответствует ли психическое и личностное развитие испыту-

Емого паспортному возрасту?

Задача 7. Оля С, 16 лет. Девочка находится на стационарном об-

Следовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории

Болезни известно, что роды у матери проходили патологически: из-

Влечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку

Держать девочка стала к 5 месяцам, сидеть —в 9, ходить —в 1 год и 9 ме-

Сяцев. Отдельные слова —к 1,5 годам, фразовая речь —к 4-м.-Детский

Сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы.

Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обраща-

Лась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка про-

Должала учебу в обычной школе, дублируя l-ifri 5-й класс. В настоя-

Щее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству

Предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентиро-

Вана, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой

Тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт за-

Труднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое за-

Поминание затруднено; ассоциативное —ухудшает результаты. Исклю-

Чение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным призна-

Кам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам.

Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность

Недостаточна. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооцен-

Ка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков рез-

Ко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочи-

Танного, решение задач на 2 действия недоступно.

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 111

Какой тип нарушения психического развития имеет место?

В чем состоят первичный и вторичный дефекты?

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий ≪умственная отсталость≫, ≪олигофрения≫,

≪деменция≫.

Причины возникновения умственной отсталости.

Особенности психического развития умственно отсталых до-

Школьников, пути и средства их воспитания и обучения.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся специаль-

Ных (коррекционных) школ 8 вида для детей с нарушениями ин-

Теллекта.

Образование как средство реабилитации и достижения незави-

Симой жизни лицамис интеллектуальной недостаточностью.

Литература

для подготовки к семинарским занятиям

Блейхер В. М., Бурлачу к Л. Ф. Психологическая диагностика ин-

Теллекта и личности. —Киев, 1978.

Власов Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под

Ред. В. В. Воронковой. —М., 1994.

Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной шко-

Ле. - М., 1993.

Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения,

Воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражне-

Ния в обучении умственно отсталых дошкольников. —М., 1993.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедаго-

Гика. - М., 1998.

Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. —М., 1999.

МаллерА. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая под-

Готовка детей с глубоким нарушением интеллекта. —М., 1998.

Матасов Ю. Т. Психические процессы и свойства личности ум-

Ственно отсталых детей. —Л., 1981.

Основы специальной педагогики и психологии

Матасов Ю. Т. Обучение и воспитание умственно отсталого ре-

Бенка. - М., 1981.

Олигофренопедагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. —М., 2000.

Петрова В. Г., Белякова И. Е. Психология умственно отсталого ре-

Бенка (олигофренопсихология). —М., 1996.

Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост.

А. Д. Виноградова. —М., 1985.

Глава 6

Психология детей с задержкой

Психического развития (ЗПР)

И основные направления коррекционно-

Развивающего обучения

Краткое содержание темы. История развития представлений о ЗПР.

Понятие и классификация ЗПР. Клинико-психолого-педагогическая ха-

Наши рекомендации