Детей с задержкой психического развития

Организация в общеобразовательной школе учебно-воспитательного процесса в классах VII вида предполагает предоставление комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся, специализированное консультирование педагогов, родителей, администрации. В общеобразовательной школе создается команда специалистов, работающая по принципу системной организации. Тем самым обеспечивается возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям:

· диагностическое,

· коррекционное,

· консультативно-просветительское..

Можно выделить следующие формы такого взаимодействия:

· комплексное обследование учащихся;

· построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов;

· планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития;

· взаимодействие специалистов в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПк).

Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк, в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское, профилактическое, организационно-методическое.

Основными формами работы являются: индивидуальная, групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная, групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с педагогами, подготовка заседаий школьного ПМПк и непосредственное участие в них.

Важным в деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

ü Многоуровневую диагностику развития ребенка.

ü Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.

ü Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

ü Организацию развивающего пространства (кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты).

Коррекционно - развивающая деятельность в условиях детского дома строится с учётом системного и личностно-ориентированного подходов. Системный подход к проектированию деятельности предполагает необходимость рассмотрения её как сложной системы, а самого процесса проектирования – как сложной деятельности, определяющейся системой целей, методов, средств. В д\д создаются условия для разностороннего развития личности, для самореализации личности в воспитательно-образовательном процессе. Системный подход обеспечивает единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках –приют (дошкольный детский дом) – детский дом-школа, работающий в коррекционно-развивающем режиме – внешняя среда (училища, техникумы, институты).

Личностно-ориентированный подход предполагает главное внимание в процессе образования уделять развитию личности воспитанника. Основу взаимодействия детей и взрослых составляют субъект-субъектные отношения, связанные с совместным поиском решения образовательных задач. Целью совместной деятельности педагога и воспитанника является развитие у последнего способности к самореализации в воспитательно-образовательном процессе, в жизни.

Такой подход обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей; образовательно-воспитательный процесс предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.

Логопедическая коррекция, являясь важнейшей составной частью комплексной реабилитации детей с различными видами отклонений в развитии, направлена на компенсацию нарушений речевой деятельности учащихся с задержкой психического развития.

Анализ коммуникативного поведения, оценка характера его зависимости от состояния устной и письменной речи, речемыслительной деятельности, сенсорных функций определяют выбор оптимальных приёмов и методов логопедического воздействия на учащихся-логопатов.

Коррекционно-развивающая направленность логопедической работы реализуется через:

- систему специально разработанных коррекционных упражнений по развитию сенсомоторной сферы и высших психических функций;

- систему специально разработанных лексических игр и упражнений, формирующих мотивацию высказывания, потребность в общении;

- разнообразие приёмов и методов обучения, при котором осуществляется смена видов деятельности и доминантного анализатора, через который поступает информация.

Наши рекомендации