Детей с задержкой психического развития

Основной целью психологической коррекции и подготовке к школьному обучению старших дошкольни­ков с задержкой психического развития является оптимизация их ин­теллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических про­цессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [21;104].

При этом необходимо учитывать форму и степень тяжести задержки психического развития.

Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структу­ре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недо­развитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В свя­зи с этим коррекционный процесс должен ориентироваться на фор­мирование этих психических процессов, на развитие навыков само­контроля и регуляции деятельности.

Для удобства анализа нарушений познавательной деятельности целесообразно выделить три основных ее блока – мотивационный, регуляторный и блок контроля – и соответствующие этим нарушени­ям задачи психокоррекционного процесса [21;105].

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию позна­вательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повсед­невной жизни ребенка, исключающих возможность незавершения начатых ребенком действий.

При всех формах ЗПР наблюдается недораз­витие внимания. Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. Распределение и устойчивость вни­мания претерпевают значительные изменения не только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР.

В связи с этим возникает необходимость психологической коррекции внимания у де­тей в процессе деятельности, доступной им (игровой, учебной, обще­ния). Систематическое применение описанных ниже психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания у детей.

Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР
Мотивационный блок Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: созда­ние проблемных учебных ситуаций; стимулирование активно­сти ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры Психофизический инфантилизм ЗПР психогенного происхождения
Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучение ребенка умению планировать свою деятельность во времени, предваритель­но организовывая ориен­тировки в заданиях, анализируя с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельно­сти (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально-органического генеза
Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои дей­ствия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю в про­цессе деятельности. Приемы: дидактические игры и уп­ражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструирова­нию и рисованию по мо­делям. ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР Психогенная фор­ма ЗПР

Наши рекомендации