Для детей с задержкой психического развития

Рекомендации для учителей:

1.Работу с ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание отвлекаемости и слабой организации деятельности;

2.Поощрять его хорошее поведение;

3.Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы-предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

4.Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

5.Научить ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

6.Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

7. На определенный отрезок времени девать только одно задание;

8.Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

9.Во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Рекомендации для родителей:

1. Давайте одно поручение в один момент времени.

2. Показывайте, как справиться с делом, не отвлекаясь, первый раз на собственном примере.

3. Начните выполнять задание вместе с ребенком (у детей с дефицитом внимания трудности в организации начала работы).

4. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка (особенно нагрузка на функции внимания: точность или усидчивость и т. п.)

5. При соглашении, о каком-то деле заключайте договор, «чуть» превышающий возможности ребенка. Поручение должно соответствовать уровню развития и способностям ребенка. Поощряйте за успех.

6. У ребенка должна быть возможность расходовать избыточную физическую энергию. Физкультпаузы; спорт, где исключены сотрясения головного мозга.

7. Поощряйте ребенка за кропотливые виды деятельности и концентрацию внимания.

8. Постепенно вовлекайте в игры: сначала один на один, затем в мини-группе. По возможности, сведите к минимуму участие в различных соревнованиях.

9. Не перегружайте ребенка занятиями в кружках, особенно там, где значительная нагрузка на память, внимание, и есть вероятность физического переутомления.

12. В воспитании развивайте интеллект, делайте упор на логические закономерности поступков, а не на механической тренировке внимания (например, если не кормить рыбок, они погибнут).

13. Домашние задания делайте в том ритме, в котором работает мозг ребенка. Как только ребенок начинает перебирать карандаши, смотреть в пространство, необходимо сразу же делать перерыв, даже если он занимался 10 минут. Минут через 5 вернуться к урокам.

14. Во время выполнения уроков желательно находиться рядом с ребенком, чтобы возвращать его к занятиям. Сам он этого не может сделать.

15. Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на отдых. Накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание даже той информации, которую ребенок воспринимает даже в активные периоды деятельности мозга. При переутомлении, могут разрушаться уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т.е. «стирается» казалось бы, усвоенная информация. Учитывайте это при заучивании с ребенком стихов, правил.

16. На время забудьте о воспитании самостоятельности в работе, так как это непосильная задача для ребенка с ЗПР. Работа должна быть продумана взрослым так, чтобы это была четкая последовательность конкретных действий, между которыми можно было бы отдохнуть.

17. Учите ребенка рассуждать. Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности. Предварительное проговаривание делает работу осмысленной, помогает ребенку осознать свои действия.

18. Разговаривайте с ребенком спокойным тоном, без директивных указаний. Проявляйте по максимуму терпение и заботу.

Приложение 1

Характеристика специального образовательного учреждения

Для прохождения практики нами было выбрано специальное образовательное учреждение - Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VIII вида) № 37 » Фрунзенского района Санкт-Петербурга (директор Полякова Зинаида Борисовна, заместитель директора по учебной работе Кирилёнок Наталия Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе Елышева Зоя Николаевна).

В соответствии с Уставом, основными целями школы-интерната №37 являются следующие:

- обеспечение гарантии права на образование;

- осуществление образовательного и коррекционного процесса, т. е. реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования (VIII вида) для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе обязательного минимума содержания специальных образовательных программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, их социальная адаптация и интеграция в общество;

- трудовое обучение и профессиональная ориентация, начальная профессиональная подготовка, направленные на создание основы

осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, доступных для этой категории обучающихся;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- коррекция недостатков в умственном и физическом развитии в процессе учебно-воспитательной работы, специальных занятий по коррекции дефектов общего и речевого развития средствами образования и трудовой подготовки, а также лечебно-профилактических мероприятий.

В школе-интернате №37 обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (легкой, умеренной и тяжелой степени умственной отсталости.) Около 70% учащихся – инвалиды детства. Все учащиеся состоят на учёте в психоневрологическом диспансере. Многие получают лечение у психиатра и невропатолога.

В стенах школы-интерната дети находятся с понедельника по пятницу, т.е. 5-ти дневную рабочую неделю. Здесь они получают образование по программе коррекционной школы (VIII вида), бесплатно питаются 5 раз в день, бесплатно посещают различные кружки и секции. Выпускники получают свидетельство об окончании школы, и как правило, продолжают обучение в учебных заведениях начального профессионального образования.

На начало 2011/2012 учебного года в школе обучается 238 человек. Социальный паспорт учащихся приведён в приложении №1. Возраст обучающихся - от 7 до 21 лет. Состояние здоровья обучающихся: 77% - 3-я группа здоровья; 20% - 4-я группа здоровья; 3% - 5-я группа здоровья.

В качестве контингента нашего исследования (об этом мы ещё будем говорить ниже) выступили 15 учеников 1 класса восьмого-девятого лет жизни с лёгкой степенью умственной отсталости (задержкой психического развития).

Наши рекомендации