Деятельности и физического развития ребенка обозначается поняти-
ем ≪коррекционно-воспитательная работа≫.
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комп-
Лексных мер педагогического воздействия на различные особенности
Аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект
Отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает соци-
Альную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводит-
Ся к механическим упражнениям элементарных функций или к набо-
Ру специальных упражнений, развивающих познавательные процессы
И отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь
Учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специаль-
ных учреждений. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены
Все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе фор-
мирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний,
Умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа
Предусматривает обогащение представлений аномальных детей об
Окружающей действительности, формирование навыков самообслу-
Живания, произвольных движений и других видов деятельности в за-
Висимости от типов специальных школ и возраста их воспитанников.
В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется
в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знани-
Ям. Большие возможности для коррекционно-воспитательной работы
Открывает трудовое обучение, в процессе которого формируются не
Только профессиональные умения, но и воспитываются навыки пла-
Нирования своей работы, умения руководствоваться словесными ин-
Струкциями, критически оценивать качество работы и т. п. Таким
Глава 3, Основные категории специальной педагогики и психологии 47
Образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обу-
Чении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают
Исключительное влияние на коррекцию дефектов их умственного и фи-
Зического развития.
Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для
Формирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и ис-
Правления отдельных личностных недостатков и отклонений в пове-
Дении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивиду-
Альные особенности детей с применением в необходимых случаях
Охранительного режима либо соответствующих форм обучения, сти-
Мулирующих интенсивную умственную деятельность. С целью кор-
Рекции недостатков важно создать условия для общения аномальных
Детей с нормально развивающимися. В ряде случаев аномальным де-
Тям необходимы лечебно-коррекцпонные мероприятия (лечебная физ-
Культура, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, при-
Менение медикаментозных средств и др.).
Система коррекционно-воспитательной работы строится на актив-
Ном использовании сохранных возможностей аномального ребенка,
≪пудов здоровья≫, а не ≪золотников болезни≫, по образному выраже-
Нию Л. С. Выготского, что позволяет развивать нарушенные и ослаб-
Ленные функции, высшие психические процессы, без которых немыс-
Лимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов
Специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-вос-
Питательной работы, но все они направлены на разностороннее физи-
Ческое и психическое развитие детей.
6. Компенсация (от лат. compensatio —возмещение, уравновешива-
Ние) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых
Функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспо-
Собляемости организма вследствие врожденных или приобретенных
Отклонений. Задача специально организованного обучения и воспита-
Ния детей с нарушениями психического развития заключается в том,
Чтобы найти эффективные пути компенсации нарушенных функций.
Компенсация внутрисистемная осуществляется за счет сохраненных
Нервных элементов пострадавших структур. Компенсация межсистем-
Ная осуществляется путем перестройки функционирования системы
И включения в работу новых элементов из других структур за счет
Выполнения не свойственных им ранее функций. Чаще всего наблю-
Даются оба типа компенсации функций. А. Адлер подчеркивал роль
Социального фактора. Л. С. Выготский обосновал понимание ком-