Деятельности и физического развития ребенка обозначается поняти-

ем ≪коррекционно-воспитательная работа≫.

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комп-

Лексных мер педагогического воздействия на различные особенности

Аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект

Отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает соци-

Альную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводит-

Ся к механическим упражнениям элементарных функций или к набо-

Ру специальных упражнений, развивающих познавательные процессы

И отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь

Учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специаль-

ных учреждений. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены

Все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе фор-

мирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний,

Умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа

Предусматривает обогащение представлений аномальных детей об

Окружающей действительности, формирование навыков самообслу-

Живания, произвольных движений и других видов деятельности в за-

Висимости от типов специальных школ и возраста их воспитанников.

В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется

в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знани-

Ям. Большие возможности для коррекционно-воспитательной работы

Открывает трудовое обучение, в процессе которого формируются не

Только профессиональные умения, но и воспитываются навыки пла-

Нирования своей работы, умения руководствоваться словесными ин-

Струкциями, критически оценивать качество работы и т. п. Таким

Глава 3, Основные категории специальной педагогики и психологии 47

Образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обу-

Чении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают

Исключительное влияние на коррекцию дефектов их умственного и фи-

Зического развития.

Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для

Формирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и ис-

Правления отдельных личностных недостатков и отклонений в пове-

Дении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивиду-

Альные особенности детей с применением в необходимых случаях

Охранительного режима либо соответствующих форм обучения, сти-

Мулирующих интенсивную умственную деятельность. С целью кор-

Рекции недостатков важно создать условия для общения аномальных

Детей с нормально развивающимися. В ряде случаев аномальным де-

Тям необходимы лечебно-коррекцпонные мероприятия (лечебная физ-

Культура, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, при-

Менение медикаментозных средств и др.).

Система коррекционно-воспитательной работы строится на актив-

Ном использовании сохранных возможностей аномального ребенка,

≪пудов здоровья≫, а не ≪золотников болезни≫, по образному выраже-

Нию Л. С. Выготского, что позволяет развивать нарушенные и ослаб-

Ленные функции, высшие психические процессы, без которых немыс-

Лимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов

Специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-вос-

Питательной работы, но все они направлены на разностороннее физи-

Ческое и психическое развитие детей.

6. Компенсация (от лат. compensatio —возмещение, уравновешива-

Ние) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых

Функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспо-

Собляемости организма вследствие врожденных или приобретенных

Отклонений. Задача специально организованного обучения и воспита-

Ния детей с нарушениями психического развития заключается в том,

Чтобы найти эффективные пути компенсации нарушенных функций.

Компенсация внутрисистемная осуществляется за счет сохраненных

Нервных элементов пострадавших структур. Компенсация межсистем-

Ная осуществляется путем перестройки функционирования системы

И включения в работу новых элементов из других структур за счет

Выполнения не свойственных им ранее функций. Чаще всего наблю-

Даются оба типа компенсации функций. А. Адлер подчеркивал роль

Социального фактора. Л. С. Выготский обосновал понимание ком-

Наши рекомендации