Алгоритм оценки физического развития ребенка.

1. Определить паспортный возраст ребенка

2. Определить возрастную группу ребенка.

3. Провести антропометрические измерения по общепринятым методикам(масса, длина тела, окружность груди, окружность головы).

4. Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка. При необходимости использовать дополнительную центильную таблицу для определения соответствия массы тела данному росту.

5. Оценивают ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития: находят разность между максимальным и минимальным номерами коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1 - физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 - физическое развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более - физическое развитие считают резко дисгармоничным.

6. При гармоничном развитии определяют СОМАТОТИП: находят сумму номеров коридоров для массы, роста, окружности груди. При сумме баллов (номеров) 10 и менее ребенок относится к микросоматотипу, при сумме от 11 до 15 баллов - к мезосоматотипу, при сумме от 16 до 21 балла - к макросоматотипу типу. Соматотип означает темповую характеристику роста, определяет ТЕМП физического развития. При микросоматотипе говорят о замедленном темпе роста (физическое развитие низкое или ниже среднего), при мезосоматотипе - средний темп роста (физическое развитие среднее), при макросоматотипе - об ускоренном темпе роста (физ. развитие выше среднего или высокое). Соматотип определяют ТОЛЬКО при гармоничном физическом развитии, так как если развитие не гармоничное, когда, например, рост изменяется в одном темпе, а масса в другом, нельзя говорить об общем темпе физического развития.

7. При негармоничном физическом развитии (дисгармоничном или резко дисгармоничном) определить, за счет какого критерия обусловлена дисгармония (т.е. отмечается наиболее отклоняющийся признак).

8. Определяют на сколько возрастных интервалов данный показатель (масса, рост, окружность груди) отстает или опережает паспортный возраст ребенка, для чего с помощью центильных таблиц находят возрастную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25 и 75 центилями близко к возрастной медиане (50-й центиль). Считается нормой, если величина признака не выходит за пределы одного возрастного интервала, и признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных интервала.

Возрастные интервалы в таблицах стандартов:

от рождения до 1 года -1 месяц

от 1 года до 3 лет - 3 месяца

от 3 лет до 7 лет - 6 месяцев

от 7 лет до 17 лет - 1 год

Если дисгармония обусловлена изменением массы тела, указывают, каков процент отставания или превышения массы обследуемого ребенка от табличного стандарта (или рассчитанного по эмпирическим формулам), норма ± 10%.

9. Произвести расчет долженствующих антропометрических показателей и сравнить с ними фактические данные ребенка с учетом существующих ПДК. Если по всем эмпирическим формулам основные показатели (масса, рост, окружность груди) укладываются в результаты расчетов (с учетом предельно допустимых колебаний), можно считать, что физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

Форма итоговой записи антропометрического исследования.

Рекомендуется записывать следующие данные:

1. Дата измерения

2. Дата рождения

3. Паспортный возраст ребенка

4. Возрастная группа

5. Результат каждого измерения в см и кг, а рядом с этими результатами в скобках - номера центильных зон, к которым они относятся, а так же рассчитанные долженствующие показатели, ПДК и заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим.

6. Для массы тела рекомендуется записывать и вторую оценку- по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется общая оценка антропометрических данных:

а) степень гармоничности физического развития

б) темп физического развития (или соматотип) при гармоничном развитии.

в) при негармоничном развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с указанием, на сколько возрастных интервалов он отстает или опережает паспортный возраст ребенка.

Примеры конкретных оценок

1. Ребенок Н., девочка, возраст на момент обследования 7 лет 11 месяцев, возрастная группа - 8 лет. Длина тела - 136 см, окружность груди - 69 см, масса тела - 34,5 кг. Рост по таблице попадает в "коридор" № 6, оценивается как "высокий". Окружность грудной клетки по таблице - "коридор" № 6, оценка "высокая", масса тела по таблице - "коридор" № 6, оценка "высокая". Таким образом, у девочки Н. развитие гармоничное, так как все ее оценки равны 6, и разность между ними равна 0. При гармоничном развитии оценивается соматотип. Ребенок имеет сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е. должен быть отнесен к макросоматотипу. Итак:

Рост-136 см (6)

Вес -34,5 кг (6)

Окружность груди - 69 см (6)

Заключение: Физическое развитие гармоничное, макросоматотип.

2. Ребенок Л., мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст ребенка приравнивается к ближайшей возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина тела - 76 см, окружность груди - 50 см, масса тела - 10.6 кг. Величина 76 см попадает в "коридор" № 1 (менее 3 центиля) и соответственно оценивается как "очень низкая" по таблице. Масса тела по таблице - "коридор" №3, расценивается "ниже средней". Окружность груди по таблице - "коридор" № 4, соответствует "средним" величинам. Итак: у мальчика Л. физическое развитие резко дисгармоничное, т.к. разность оценок роста и окружности груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся признаком является рост ребенка, который соответствует 12 месяцам, то есть отстает от паспортного возраста на 3 возрастных интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной интервал составляет 3 месяца. Форма записи:

Рост - 76 см (1)

Вес -10,6 кг (3)

Окружность груди - 50 см (4)

Заключение: Физическое развитие резко дисгармоничное, рост отстает от паспортного возраста на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие показатели роста, следует решать вопрос об обследовании мальчика.

Наши рекомендации