Метод комплексной оценки физического развития ребенка

Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития.

Оценка физического развития ребенка по комплексной методике осуществляется в 2 этапа.

Первый этап.

Устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст) по показателям длины тела стоя, прибавке длины тела за последний год, количеству постоянных зубов, изменению пропорции телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек.

Используют таблицы в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него. При этом учитывают изменение информативности показателей и зависимости от возраста ребенка.

В дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности головы к длине тела).

В среднем школьном возрастеведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов.

В старшем школьном возрасте - прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков.

Второй этап.

Определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок.

Морфофункциональное состояние определяет как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

Гармоничным считается состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (±1σR). К гармонично развитым относятся и дети у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1σR за счет развития мускулатуры, толщина ни одной из кожно-жировых складок при этом не превышает средние показатели. Функциональные показатели соответствуют возрастной норме (М±а) или превышают ее.

Схема комплексной оценки

Биологический возраст Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru   Морфофункциональное состояние
Длина тела, ее погодовая прибавка, количество постоянных зубов, степень полового развития, изменение пропорций телосложения Масса тела, окружность грудной клетки Мышечная сила кистей рук, жизненная емкость легких
Соответствует Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru календарному (б = п) Гармоничное (т) М± 1σR более за счет развития мускулатуры ОтМ±σ и выше
Опережает Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru календарный (б > п) Дисгармоничное (д) OtM-1,1σR до M-2,0 σR 0т М+1,1 σR до М + 2,0 σR за счет жироотложения ОтМ-1,1σ до М - 2,0σ
Отстает от Метод комплексной оценки физического развития ребенка - student2.ru календарного (б < п) Резко дисгармоничное(РД) От М - 2,1 σR ниже От М + 2,1 σR и выше за счет жироотлоложения От М-2,1σ и ниже

Дисгармоничным считается состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1-2σR или более должных на 1,1-2σR за счет жироотложения, при этом толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели. Функциональные показатели менее возрастной нормы.

Резко дисгармоничным считается состояние, масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,11,1-2σR и более или более должных на 2,11,1-2σR и более за счет жироотложения, при этом толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели. Функциональные показатели менее возрастной нормы.

Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

Анализ взаимосвязи состояния здоровья и физического развития, определяемого по комплексной схеме, позволил выделить детей в группы риска трех степеней, в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния.

Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья.

Дети, с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возраста календарному, но имеющие дисгармоничное морфофункциональное состояние за счет дефицита массы тела, составляют группу первой степени риска.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети, с соответствием биологического возраста календарному, но имеющие дисгармоничность за счет избытка массы тела составляют группу второй степени риска.

Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.

Выделенные таким образом дети и подростки нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

1 - группа углубленное обследование;

2 - углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3 - обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стац. лечение.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа
в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

6. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический тонзиллит, декомпенсированная форма. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 4 острые фолликулярные ангины, грипп, паратонзиллярный абсцесс

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

7. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

8. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

9. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма в стадии клинической и лабораторной ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:

а) неравномерность темпа роста и развития;

б) увеличение удельных энерготрат организма;

в) гетерохронность;

г) половой диморфизм;

д) обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами;

е) биологическая надежность функциональных систем и организма;

ж) акселерация роста и развития.

2. Акселерация включает:

а) ускорение роста и развития;

б) увеличение продолжительности жизни;

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;

г) увеличение дефинитивных размеров тела;

д) изменение структуры заболеваемости.

3. Биологический возраст – это:

а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;

б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития;

в) период от зачатия до момента обследования;

г) период от зачатия до момента рождения.

4. Возрастная периодизация:

а) необходима для организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста;

б) необходима для определения возраста поступления ребенка
в детское учреждение, начала трудовой деятельности;

в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды;

г) базируется на неравномерности роста и развития;

д) базируется на явлении акселерации роста и развития.

5. Возрастной период - это отрезок времени, в пределах которого:

а) процессы роста и развития завершены,

а реакции на раздражители не отличаются;

б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма
тождественны, а реакции на раздражители однозначны;

в) физиологические особенности организма достоверно не различаются;

г) ребенок посещает детские учреждения одного типа.

6. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков-это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей
в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок;

г) однократное исследование физического развития детей.

7. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей;
в относительно короткий срок.

8. По каким группам признаков изучается физическое развитие:

а) соматометрическим;

б) физиометрическим;

в) психофизиологическим;

г) соматоскопическим.

9. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет:

а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития;

б) учесть своевременность физического развития;

в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела;

г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития.

10. Искривления позвоночника, встречающиеся у детей при несоот­ветствии мебели их росту:

а) лордозы;

б) кифозы;
в) сколиозы.

11. Физиометрические признаки физического развития:

а) жизненная емкость легких;

б) сила мышц кисти;

в) окружность грудной клетки;

г) становая сила;

д) величина АД, частота пульса.

12. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития:

а) длина тела;

б) погодовая прибавка длины тела;

в) число постоянных зубов;

г) изменение пропорций телосложения;

д) степень развития вторичных половых признаков.

Наши рекомендации