Вопрос 10.Специфика профессиональной деятельности социального педагога: принципы, технологии, формы и средства. Сфера деятельности социального педагога.
Соц-пед деят-ть начинается с постановки цели и задач. Цель определяет содержание деят-ти, методы ее реализации и формы организации.Цель соц-пед.Деят-ти и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деят-ти.
Взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, методами и формами ее осуществления в виде схемы:
Соц.педагог должен развивать у себя все присущие любому педагогу «профессионально значимые качества», но особое внимание нужно уделять развитию социальности и субъективности, способностей к соц-му мышлению, потребности и умению видеть педагогические аспекты в общественной жизни и соц-е последствия пед.деят-ти.
Соц.педагог должен руководствоваться общими и соц.-пед-ми принципами и подходами в своей работе.
Т.к. центральное место в работе занимает человек, необходимо соблюдать гуманистический подход. Принцип личностно-гуманистического подхода обуславливает необходимость индивидуального подхода. Необходимо учитывать особенности физического, психического и соц. состояния, способности к обучению и воспитанию.Необходимы «участное мышление» и эмпатия, добровольность.
Принцип социальности. Необходимо стремиться в русле господствующего направления социализации к развитию «открытой» в соц. отношении личности, относящейся к другой с гуманистич-х и демократич-х позиций.
Особое место занимает деятельностный подход. В разработке проектов и программ соц.п-г должен исходить из исторически сложившихся систем общественной практики вообще, и соц.-педагогической практики в особенности.
Соц. п-г должен предвидеть возможные отрицат. последствия и принять меры к их устранению и минимизации.
Принцип развития–чел-к является динамическим образованием с внутренними противоречиями, источник которых как в самом человеке, так и во внешних воздействиях. Поэтому при разработке и реализации соц-пед. проектов необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с чел-ком и быть готовым к неожиданным проявлениям, случайным обстоятельствам, содействующим или препятствующим достижению цели.
Важен многомерно-диалектический подход, следование которому спасает от односторонности и узости. Нужно учитывать диалектику общего и особенного, случайного и необходимого, внутреннего и внешнего и т.д.
Соц. пед-г должен уметь применятьтехнологии. Соц.-пед. технология — особого рода программа деят-ти соц.педагога, его сотрудничества с индивидом или соц. группой в определенных условиях. Необходима большая и кропотливая коллективная работа специалистов разного профиля, чтобы соц-пед технология была эффективной. При разработке ее методик учитываются многие обстоятельства и личные качества объекта воспитания, которые могут обеспечить: 1) степень осознания соц. норм, адекватное самоопределение 2) эмоциональную и рациональную способность к самоконтролю, ответственность, смелость, предприимчивость 3) отзывчивость и открытость, организаторские способности, самодостаточность, самостоятельность, направленность на дело.
Есть специфика работы с индивидом или отдельной группой. Но при определенных обстоятельствах необходимы «соборные» методы.Иногда надо применять не только демократические, но и авторитарные методы и средства. Но авторитарный стиль не должен выходить за рамки создания условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации чел-ка. Большего успеха добивается тот соц.п-г, который в глазах подопечного имеет высокий личный и профессиональный авторитет, руководствуется гуманистическими интересами.
Методы и средства соц-пед деят-ти должны различаться в зависимости от целей работы, особенностей чел-ка или группы. Объектами могут быть люди без отклонений или с отклонениями в физич., психическом и духовном развитии или, находящиеся в таких соц. условиях, которые сказываются на различных сторонах их развития.
Соц. педагог, опираясь на знание принципов теории и практики, призван уметь разрабатывать новые методы и принципы, уметь применять конкретные методы и приемы, а в необходимых случаях их комбинировать.
Сфера деятельности соц. педагога.Официально должность соц. п-га установлена в учреждениях 2 ведомств – комитетов по делам молодежи и образования.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность введена в учреждениях: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
В сфере образования- в дошкольных образоват-х учрежд-х, общеобразоват-х учрежд-х, общеобразоват-х школах–интернатах, общеобр-х школах для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения род-й, спец-х учебно-воспит-х учреж-х для детей и подростков с девиантным повед-м, образов-х учреж-х начального проф. образования.
Соц.п-г может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровит-х учреждениях, службах соц.защиты и соц.обеспечения, правоохранит-х, административно-территориальных органах, на предприятиях, в общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах.