Принципы профессиональной деятельности социального педагога

Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат.

В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.

А. Объектный фактор — это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-при-родному. Его следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить

Принцип индивидуальной обусловленности. В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитиии воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах. Реализация требований принципа обеспечивается учетом следующих рекомендаций:— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы. Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;— предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество. Сущность их заключается в том, чтобы ,проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.

Б. Субъектный фактор — это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности в ее результативности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур ,волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:— профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);— организации работы с молодым специалистом;— обеспечении прогнозируемого результата;— повышении ответственности специалистов. Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту.

Средовой фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Наиболее важными принципами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность, средовая обусловленность.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности. Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);— социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;— социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности);либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности. Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие(воспитательный потенциал), свои особенности, которые –должны учитываться специалистом.

Технологический фактор — это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Наши рекомендации