Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Официально должность установлена в учреждениях двух ведомств:

1 В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда. Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

2 В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

§ учреждения образования; учреждения комитетов по делам молодежи;

§ учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов и др.);

§ учреждения социальной защиты населения (ЦСО, центры соц помощи семье и детям, соц приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

§ учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

Учреждения, в которых д. работать соц педагоги, могут носить гос-ый, общественный или общественно-гос-й характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).

5 Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога.

Можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

· Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);

· Психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

· Психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

· Психолого–педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость).

Квалификационная характеристика состоит из 3 частей:

«Должностные обязанности». К ним относятся:

· Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра сказываемых ими услуг;

· Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно – брачным, трудовым, гражданским вопросам;

· Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

· Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

· Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получение пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

· Медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;

· Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднение в отношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

· Социально – педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

«Должен знать» К ним относятся профессиональные знания и профессиональные умения.

Профессиональные знания включают знания:

· Нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально – правовых и социально – экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

· Теории и истории социальной педагогики;

· Методик и технологий социально – педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

· Возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющее поведение;

· Социологии, изучающей объединение и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

· Методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относят:

· Аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающий негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы.

· Прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально – педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка, с учетом возникшей перед ним проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально – педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместно с ребенком деятельности.

· Проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребности, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально – педагогической программы деятельности для конкретного ребенка.

· Рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;

· Коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

«Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.

Наши рекомендации